Жертвы вооруженных конфликтов 7 страница

2. Наемник не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте (УК РФ уточняет - "государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях"); ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте (по тексту УК РФ - "не проживающее постоянно на его территории"). Действительно, любой иностранец, участвовавший в военных действиях в условиях внутригосударственного вооруженного конфликта на Северном Кавказе на стороне незаконных вооруженных формирований, объявлялся наемником, а местные жители, входившие в такие формирования, - нет. Включенность нормы ст. 47 в ДП I свидетельствует о ее применимости лишь к условиям международных вооруженных конфликтов.

Отметим, что отсутствие гражданства стороны, находящейся в конфликте, никак не влияет на статус комбатанта до тех пор, пока не прекращено его участие в вооруженной борьбе. Тот факт, что комбатант не является гражданином государства, вооруженные силы которого ведут вооруженную борьбу, не должен вести к установлению противоборствующей стороной неблагоприятных различий при условии его пленения. В статье 4 Женевской конвенции III, ст. ст. 43 - 44 Дополнительного протокола I не проводится никакого различия между попавшими в плен лицами на основании гражданства, а ст. 17 Гаагской конвенции V от 1907 г. явным образом исключает проведение такого неблагоприятного различия: американский военный трибунал в Нюрнберге напомнил об этом при слушании дела Вайцзеккера <1>. Положение о том, что "наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного" (п. 1 ст. 47 Дополнительного протокола I), адресовано самим наемникам и не содержит запрета держащей в плену державе предоставлять такой статус <2>. Так, в 1988 г. в докладе Генерального секретаря ООН об Ирано-Иракской войне упоминалось заявление Ирана о том, что захваченные ею во время военных действий граждане третьих стран, которые, по оценке Ирана, являлись наемниками, не были преданы суду, но пользовались таким же обращением, что и остальные военнопленные <3>. Однако это не касается возможности привлечения военнопленного к уголовной ответственности за иные преступления. Участие в военных действиях не наказуемо, если, с одной стороны, оно состоит в дозволенных актах войны, и с другой - если это участие лица, законным образом уполномоченного на ведение военных действий <4>.

--------------------------------

<1> Decision du 14 avril 1949 (Ministries trial), AD, 1949. P. 423. Цит. по: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. С. 342.

<2> На Дипломатической конференции 1974 - 1977 гг. ряд делегаций высказывали пожелание, чтобы держащей в плену державе было запрещено предоставлять наемникам статус военнопленного, однако эта точка зрения не была принята.

<3> См.: Report of Mission dispatched by the Secretary-General on the situation of prisoners of war In the Islamic Republic of Iran and Iraq. UN Doc S/20149. 24 August 1988. Para. 65.

<4> См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. С. 318.

Постоянное проживание на территории государства может подтверждаться правоустанавливающими документами (о гражданстве, регистрации), свидетельскими показаниями и др. Так, Конституция РФ (ч. 1 ст. 27) закрепила право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства через призму преюдиции - "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации" <1>. Это право абсолютное и не требует чьего-либо разрешения. Вместе с тем законодательством оговорены случаи, когда упомянутое право может быть ограничено <2>. В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства <3> гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. О том, постоянно проживает гражданин в данном месте или нет в настоящее время, следует судить из факта его регистрации (по месту жительства либо по месту пребывания). В отношении иностранных граждан законодательством <4> установлена общая категория - "законно находящийся в Российской Федерации" <5> и определены три категории иностранцев: постоянно проживающий (лицо, получившее вид на жительство <6>); временно проживающий (лицо, получившее разрешение на временное проживание) и временно пребывающий (лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание). Иностранные граждане на период их военной службы регистрируются по адресу воинской части. В случае включения иностранца в списочный состав вооруженных сил ему будет выдано удостоверение личности установленного образца, которое и будет являться бесспорным доказательством правовой связи с государством.

--------------------------------

<1> Данная норма полностью соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека (ст. 13), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. М.: Новая правовая культура, 2009.

<2> Ограничения могут быть установлены: в пограничной полосе; в закрытых военных городах; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. ст. 1, 8 Закона N 5242-1). См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ // СПС "ГАРАНТ". Комментарий к ст. 20 ГК РФ.

<3> Место жительства, упомянутое в п. 1 ст. 20, - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного фонда, дом для престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. В отличие от этого место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также иное жилое помещение, в которых человек проживает временно. См.: статья 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изм.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227.

<4> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Парламентская газета. 2002. N 144; Российская газета. 2002. N 140; СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

<5> Это лицо, имеющее действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

<6> Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет, может быть продлен на такой же срок (количество продлений не ограничено). Ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если иностранный гражданин находится за пределами РФ более 6 месяцев.

Каждая сторона, находящаяся в конфликте, обязана снабжать удостоверением личности <1> с указанием фамилии, имени, звания, личного номера или равноценных сведений и даты рождения всякое лицо, на которое распространяется ее юрисдикция и которое может оказаться военнопленным (ст. 17 Женевской конвенции III), а также лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящими в их состав непосредственно (ст. 4 Женевской конвенции III) <2>. Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию. Этой конвенционной норме корреспондирует ст. 23 Устава внутренней службы ВС РФ <3>. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Это положение распространяется и на иностранных граждан, проходящих военную службу в ВС РФ.

--------------------------------

<1> Удостоверение личности должно по возможности быть размером 6,5 x 10 см и должно иметь дубликат. Это удостоверение личности может, кроме того, иметь подпись или оттиски пальцев владельца или то и другое, а также может содержать любые другие сведения, которые сторона, находящаяся в конфликте, захочет добавить в отношении лиц, принадлежащих к составу ее собственных вооруженных сил. Оно ни в коем случае не может быть отнято.

<2> Желательно, чтобы это удостоверение было составлено на двух-трех языках и чтобы один из них был языком международного значения. Размеры удостоверения, складывающегося по пунктирной линии, 13 x 10 см. См.: приложение IV к Конвенции.

<3> Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495) (с изм.). Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. I). Ст. 5749.

3. Не является лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей (по тексту УК РФ); не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил (по тексту конвенций). Трактовку УК следует считать расширительной, допускающей возможность исполнения официальных обязанностей неограниченным кругом лиц и неограниченным кругом субъектов международного права (как государств, так и ММПО, правительств в изгнании, восставших наций). В конвенциях речь идет о государстве, не участвующем в вооруженном конфликте (третьей стороне), направившем своего военнослужащего в качестве военного советника или для выполнения других официальных обязанностей. Военные советники направляются временно на службу в иностранную армию по договору между государствами и не принимают непосредственного участия в военных действиях <1>. Разумеется, они не включаются в состав вооруженных сил принимающего государства. Категория "официальные обязанности" может толковаться достаточно широко, важно подтвердить их исполнение. Например, если речь идет о выполнении обязанностей военной службы, исчерпывающий перечень случаев должен быть предусмотрен законодательством <2>, в данном случае - нахождение в служебной командировке. Если военнослужащий в период отпуска решил поправить свое материальное положение и принять участие в вооруженном конфликте, он не может считаться исполняющим какие-либо обязанности официально.

--------------------------------

<1> См.: Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 88.

<2> Так, военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов, нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного - п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изм.) // Российская газета. 1998. N 63 - 64; СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

К дополнительным (факультативным) признакам наемника, не отраженным в УК РФ, относятся следующие.

4. Установленный факт вербовки (лицо специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте). Термин "вербовать" означает набирать, нанимать, привлекать для каких-нибудь работ, в какую-нибудь организацию; создавать из добровольцев <1>. Но здесь важно исходить из цели - "для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте". Как отмечает Э. Давид, потребуется доказать, что имела место специальная операция вербовки (в третьей стране) для участия в определенном конфликте <2>. Он подчеркивает, что такого рода операции обычно носят секретный характер и большая часть доказательств находится за пределами государства, где ведется следствие. В.П. Панов подчеркивает: "Где и кем он завербован, значения не имеет" <3>. Действительно, не имеет значения то, где (на месте или за границей) завербован наемник, однако при таком подходе установить сам факт вербовки будет весьма проблематично. И.Н. Арцибасов видел недостаток ст. 47 ДП I в том, что в ней не рассматривается как преступление набор наемников. Однако указанная статья не рассматривает наемничество как преступление, а лишь формулирует определение наемника. Вместе с тем его предложение о том, что конец практике наемничества может быть положен принятием положения о том, что "все государства, особенно те, в которых производится набор наемников, несут международную ответственность" <4>, актуально и сегодня, несмотря на то что Конвенция 1989 г. (п. "а" ст. 16) применяется "без ущерба для норм, касающихся международной ответственности государств".

--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 74.

<2> См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. С. 343.

<3> См.: Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 89.

<4> См.: Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Междунар. отношения, 1989. С. 120, 121.

5. Для того чтобы признать лицо наемником, важно установить его фактическое (непосредственное) участие в военных действиях - боевых операциях по уничтожению живой силы, боевой и другой техники, сооружений и др., т.е. насильственных действиях. Военные действия определяются как акты, которые по своему характеру или цели, вероятно, причинят фактический вред личному составу и снаряжению неприятельских вооруженных сил <1>. Уголовное преследование, которое может повлечь статус наемника, включает преследование за "насильственные действия, которые были бы законными, будь они совершены комбатантом, по смыслу ДП I, и просто за сам факт непосредственного участия в военных действиях" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Sandoz Y., Svinarski C. and Zimmerman B. (eds.). Commentary on the Additional Protokols of 8 June 1977 to the Geneva Conventions of 12 August 1949, ICRC/Martinus Nijhoff, Dordrecht, 1987, para. 1944.

<2> См.: Sandoz Y., Svinarski C. and Zimmerman B. (eds.). Commentary on the Additional Protokols of 8 June 1977 to the Geneva Conventions of 12 August 1949, ICRC/Martinus Nijhoff, Dordrecht, 1987, para. 1795 (hereinafter ICRC Commentary).

Так, в декабре 2002 г. в связи с расследуемым уголовным делом Генеральной прокуратурой РФ был направлен запрос Генеральному атторнею США г-ну Д. Эшкрофту. В этом запросе содержалась просьба о выдаче для уголовного преследования за участие в вооруженном конфликте на территории Афганистана в качестве наемников на стороне движения талибан восьми граждан РФ: Р.С. Ахмярова, А.Н. Вахитова, Р.Ш. Гумарова, Т.К. Ишмуратова, Р.В. Кудаева, Р.К. Мингазова, Р.А. Оджиева и Ш.Р. Хажиева. Эти лица были задержаны вооруженными силами США в Афганистане в ноябре 2001 г. и содержались на военно-морской базе США "Гуантанамо" (Куба) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Доклад Э.Б. Бальестереса.

6. Невхождение в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте. Такое лицо с точки зрения МГП является "непривилегированным воюющим" или "незаконным комбатантом". Выделение такого критерия обусловлено тем, что западные юристы нередко оправдывают наемничество ссылками на Гаагскую конвенцию 1907 г. "О правах и обязанностях нейтральных держав в случае сухопутной войны". Здесь разрешено переходить границы нейтральных держав добровольцам, желающим поступить на военную службу одного из воюющих государств. С точки зрения международного права такое лицо руководствуется не материальными выгодами, а своими политическими взглядами и патриотическими убеждениями и сражается не на стороне агрессора, а против агрессора, колониализма, расизма или иностранного господства. В отличие от наемников добровольцы включаются в состав вооруженных сил воюющей стороны, поэтому являются комбатантами, а государство несет за них всю ответственность. Наемник же в списки личного состава не включается <1>. Очевидно, списки личного состава не публикуются и не вывешиваются на доске объявлений, они могут быть отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну <2>, в частности: сведения о численности, боевом составе, боевых возможностях или количестве войск (не подлежащие открытому объявлению в соответствии с международными обязательствами РФ); раскрывающие принадлежность конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки, контрразведки и др.; раскрывающие потери личного состава в военное время и др.

--------------------------------

<1> См.: Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 89.

<2> Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изм.) // Российская газета. 1993. 21 сентября. N 182; Российские вести. 1993. N 189; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изм.) // Российская газета. 1995. N 246; СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

Лица, входящие в состав вооруженных сил <1> стороны, находящейся в конфликте, являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. В Дополнительном протоколе I (п. 1 ст. 43) четко зафиксировано обязательство: всякий раз, когда сторона, находящаяся в конфликте, включает в свои вооруженные силы полувоенную организацию или вооруженную организацию, обеспечивающую охрану порядка, она уведомляет об этом другие стороны, находящиеся в конфликте. При этом представляется важным, в какой степени государство будет готово принять на себя ответственность за действия конкретных лиц <2>. Так, в 1997 г. Папуа - Новая Гвинея сотрудникам ЧВК Sandine International придала статус "специальных констеблей". По-видимому, аналогичный подход был принят в отношении сотрудников Executive Outcomes в Анголе и Сьерра-Леоне в 90-е годы прошлого столетия <3>. Великобритания творчески подошла к этому вопросу. Закон 1996 г. о спонсируемом запасе требует, чтобы часть рабочей силы правительственного подрядчика состояла из военнослужащих запаса. В соответствии с этим законом при необходимости британское правительство "спонсирует" сотрудников ЧВК/ЧОК из числа резервистов, которые мобилизуются и развертываются как военнослужащие, носящие форму. Они действуют под командованием и контролем военных командиров и в силу своей принадлежности к личному составу вооруженных сил могут принимать непосредственное участие в военных действиях и имеют право на статус военнопленного в случае захвата <4>.

--------------------------------

<1> Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов (п. 1 ст. 43 ДП I).

<2> Кеннет Уоткин приводит в качестве иллюстрации дело "Military Prosecutor v. Kassem" (1971). Тот факт, что ни одно правительство не взяло на себя ответственность за действия боевиков, послужил основанием для отказа израильского правительства предоставить захваченным боевикам статус военнопленных. См.: Watkin. Warriors without Rights? Combatants, Unprivileged Belligerents, and the Struggle over Legitimacy, Harvard University, HPCR Occasional Paper Series N 2, Cambridge, Mass., 2005. P. 26.

<3> См.: Жийар Э.-К. Бизнес идет на войну: частные военные и охранные компании и международное гуманитарное право // Международный журнал Красного Креста. 2006. Т. 88. N 863. С. 48.

<4> Там же. С. 60.

Элементы "постыдного характера деятельности наемника" <1> связаны с тем, что занимающиеся им лица, как считается, мотивированы исключительно жаждой наживы <2> и безразличны к самому конфликту, потому что не являются гражданами государства, выступающего в нем стороной. Как правило, неприятие вызывает тот факт, что некоторые индивидуумы не отказываются от возможности извлечь выгоду из войны и людских страданий. Некоторые авторы указывают на то, что многие солдаты записываются в армию просто для заработка и что определение наемника отражает нереалистичную приверженность понятий патриотизма и чести <3>.

--------------------------------

<1> См.: Sandoz Y., Svinarski C. and Zimmerman B. (eds.). Commentary on the Additional Protokols of 8 June 1977 to the Geneva Conventions of 12 August 1949, ICRC/Martinus Nijhoff, Dordrecht, 1987, para. 1794.

<2> В отличие от военнослужащих, единственным побудительным мотивом для которых является сильное чувство патриотического долга перед своей страной.

<3> См.: Камерон Л. Частные военные компании: их статус по международному гуманитарному праву и воздействие МГП на регулирование их деятельности // Международный журнал Красного Креста. 2006. Т. 88. N 863. С. 72.

Таким образом, определение наемника, сформулированное в примечании к ст. 359 УК РФ, выходит за рамки международно-правовых обязательств РФ, не содержит указаний на фактическое участие наемника в военных действиях и вхождение в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте. Тем самым расширяется сфера ее применения, а значит, криминализации деяния, и, как следствие, снижаются возможности правильной квалификации правоприменителем. Обязанности РФ в части выполнения международных обязательств, вытекающих из участия в ДП I и неучастия в Конвенции 1989 г., сводятся лишь к ситуациям международных вооруженных конфликтов и на "любые другие" ситуации не могут распространяться.

Объективная сторона преступления характеризуется действиями, состоящими в непосредственном участии наемника в международном вооруженном конфликте (военных действиях). Обязательным признаком является обстановка международного вооруженного конфликта (военных действий). Преступление окончено с начала участия наемника в боевых операциях.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом. Обязательный признак преступления - цель его совершения: получение лицом определенного материального вознаграждения за его участие в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Криминологи называют и некоторые неосознаваемые мотивы, внешне камуфлируемые под традиционные корыстные или хулиганские. Так, Ю.М. Антонян отмечает: "Нынешняя ситуация дала выход дремлющей в глубинах человеческой психики и сдерживаемой цивилизацией потребности в разрушении. Поэтому сейчас стали чаще убивать и калечить ради самого убийства даже тогда, когда корыстные соображения, казалось бы, совершенно очевидны. Наемные убийства на бессознательном уровне мотивируются именно такой глобальной тенденцией к деструктивности. Получение денег за убийство, террористический акт или наемничество для участия в локальной войне - лишь внешняя, рационально объяснимая сторона кровавой агрессии, за которой прячется указанная тенденция" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество: Монография. М., 2001. С. 234.

Отсутствие корысти, т.е. получения специальной платы за такие действия, исключает уголовную ответственность по ч. 3 ст. 359 УК РФ. Важно подчеркнуть, что деньги, ценности и иное имущество, любые доходы от этого имущества, полученные в результате совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, подлежат конфискации, т.е. принудительному безвозмездному обращению по решению суда в собственность государства на основании обвинительного приговора (ст. 104.1 УК РФ). Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета (ст. 104.2 УК РФ).

В.Ю. Калугин констатирует, что Конвенцией 1989 г. было уточнено и расширено понятие "наемник", однако выводит за рамки "наемничества" вербовку, финансирование и обучение наемников <1>. Как представляется, собственно "наемничество" образуют вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 1 ст. 359 УК РФ) и те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 359 УК РФ).

--------------------------------

<1> См.: Калугин В.Ю. Курс международного гуманитарного права. Мн.: Тесей, 2006. С. 132.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК РФ, включает вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, использование наемника. Однако УК РФ не раскрывает содержание понятий, оставляя правоприменителю возможность их интерпретации. Представляется возможным сформулировать следующие определения.

Вербовка наемника - деятельность, связанная с поиском, агитацией, приглашением, подбором, набором, наймом, направлением к месту обучения, дислокацией людей (одного или нескольких лиц), являющихся гражданами иных государств либо апатридами, для подготовки и их последующего участия в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение <1>. При этом условия найма могут быть определены как письменно (в форме договора), так и устно. Типичными для тактики вербовки наемников радикальными формированиями являются: индивидуальный подход и тщательное предварительное изучение вербуемого в целях обеспечения безопасности и выявления его возможных связей с антитеррористическими органами <2>.

--------------------------------

<1> Приглашение в любой форме тех или иных лиц к участию в военных действиях с обещанием вознаграждения или иного материального обеспечения характеризуется подготовительным характером по отношению к собственно актам вербовки и поэтому само по себе должно расцениваться как приготовление к наемничеству в случае, если по независящим от воли виновного причинам "соглашения" об участии потенциального наемника в вооруженных действиях достигнуто не было. См.: Кибальник А., Соломоненко И. Уголовная ответственность за наемничество // Российская юстиция. 2002. N 4.

<2> См.: Доклад Э.Б. Бальестереса.

Обучение наемника - деятельность по подготовке уже завербованного наемника (или наемников) к участию в вооруженном конфликте или в военных действиях, а также организация функционирования специальных школ, лагерей, баз и т.д. Заключается в целенаправленной тренировке в ходе проведения специальных занятий по вопросам: обращения с оружием и боевыми припасами, наиболее эффективного и целесообразного их применения и использования; устройства военной техники; методов ведения военных действий - тактики ведения боя в тех или иных условиях местности, времени суток и года, в разнообразных климатических условиях, способам ведения диверсионной работы, приемов силовой борьбы и др.

Финансирование наемничества представляет собой: а) обеспечение наемника денежными средствами, открытие счетов в банках на лицо, являющееся наемником, выплата ему денежного или иного материального вознаграждения <1>; б) выделение средств на создание материальной базы для вербовки, обучения и использования наемников в вооруженном конфликте или военных действиях. Под "финансированием наемников" в Модельном законе СНГ 2005 г. понимается обеспечение наемников имуществом, финансовыми, материально-техническими и иными средствами для осуществления ими противоправной деятельности. К финансированию наемников не могут быть отнесены любые выплаты или финансовые операции, осуществляемые в рамках или во исполнение обязательств по межгосударственным соглашениям о военном и военно-техническом сотрудничестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: