Обратите внимание!
Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ) вносит ряд изменений в части применения специального налогового режима - ЕНВД. Так, с 1 января 2013 г. переход на ЕНВД по отдельным видам деятельности осуществляется по желанию налогоплательщика (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).
При этом система ЕНВД применяется до 1 января 2018 г. (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ).
Также с начала 2013 г. вводится новый специальный налоговый режим - патентная система налогообложения. Применять ее будут вправе индивидуальные предприниматели (п. 26 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).
Система налогообложения в виде ЕНВД установлена гл. 26.3 НК РФ. Эта глава определила все элементы налогообложения ЕНВД:
- налогоплательщики (ст. 346.28 НК РФ);
- объект налогообложения (ст. 346.29 НК РФ);
- налоговая база (ст. 346.29 НК РФ);
- налоговый период (ст. 346.30 НК РФ);
- налоговая ставка (ст. 346.31 НК РФ);
- порядок и сроки уплаты налога (ст. 346.32 НК РФ).
При этом ЕНВД применяется не на всей территории РФ. Это связано с тем, что принять решение о введении его в действие на соответствующей территории вправе только:
|
|
- представительные органы муниципальных районов;
- представительные органы городских округов;
- законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).
Для того чтобы ввести на территории муниципального района или городского округа (а также в Москве и Санкт-Петербурге) систему налогообложения в виде ЕНВД, перечисленные выше органы должны принять соответствующий нормативный правовой акт. Если такой документ представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) <2> не принят, то на вверенной им территории система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.
--------------------------------
<2> Далее для упрощения текста мы будем использовать единый термин "представительные органы". Под ним мы подразумеваем представительные органы муниципальных районов, представительные органы городских округов, а также законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, может получиться, что на территории одной области система налогообложения в виде ЕНВД введена только в нескольких муниципальных районах (городских округах), в остальных же она не применяется.
Теперь разберемся, какие полномочия есть у представительных органов при введении ЕНВД на своей территории.
|
|
Во-первых, представительные органы вправе определять виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД. Но делать они это могут только в рамках перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ (пп. 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ). Это значит, что на местах ЕНВД может применяться в отношении как всех установленных Налоговым кодексом РФ видов "вмененной" деятельности, так и некоторых из них.
Кроме того, в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг представительные органы вправе самостоятельно определить перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату ЕНВД (абз. 2 пп. 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ).
Например, на территории муниципального района ЕНВД применяется в отношении двух видов деятельности по оказанию бытовых услуг:
- ремонта мебели;
- ремонта жилых домов, помещений и других построек.
Следовательно, иные бытовые услуги, оказываемые на территории муниципального района (например, услуги прачечных), ЕНВД облагаться не могут.
Во-вторых, при введении ЕНВД на своей территории представительные органы вправе установить значение коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности (пп. 3 п. 3 ст. 346.26 НК РФ).
Примечание
Подробнее о коэффициенте К2 вы можете узнать в разд. 3.2.4 "Корректирующий коэффициент базовой доходности К2. Установление значения К2 органами местного самоуправления".