Прежде чем начать исследование необходимо определить его глубину. По глубине различают следующие виды исследований:
- разведывательное;
- описательное;
- аналитическое
Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование – может использоваться в качестве предварительного этапа исследования.
Потребность в таких исследованиях возникает тогда, когда предмет исследования относится к числу мало или вообще не изученных.
Такое исследование обычно включает в себя какой-либо метод сбора первичной информации (опрос, фокус-группу, экспертный опрос), а так же анализ вторичной информации. Для исследований берутся небольшие совокупности, не полные выборки, сжатый инструментарий, упрощенная программа.
Основными целями исследования, в этом случае, является обычно дополнительная информация об объекте и предмете исследования, уточнение или корректировка гипотез, задач, инструментария.
Описательное (дескриптивное) исследование – изучение эмпирических сведений дающих относительно полное представление об объекте, явлении и его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной программе на базе выверенного инструментария. Объектом анализа являются большие совокупности, инструментом – полные выборки. Такое исследование дает информацию аналитического характера о существующем состоянии объекта.
Аналитическое (казуальное) исследование – исследование имеет своей целью не только описание состояния объекта, но и выявление причинно-следственных связей, которые лежат в основе явления или процесса и позволяют определить его прогнозное состояние.
Определив инструменты сбора информации, необходимо четко указать объекты исследований, проводимых с помощью этих инструментов.
Объектом исследования - является носитель той или иной проблемы.
Например: объектом массового выборочного опроса могут быть студенты вузов города Ижевска, или продавцы отделов парфюмерии в магазинах города Ижевска.
Объектом наблюдения могут являться объявления в СМИ о купле-продаже жилья.
Объектом изучения в журналах маркетингового профиля могут являться статьи, содержащие прогнозы экономического развития РФ на 2004-2010 годы.
Предметом исследования – являются те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему.
Предметы исследования отражают задачи исследования, поставленные в разделе 2.1.2.
После определения объекта исследования, для каждого вида инструментов сбора информации проводится определение исследуемой совокупности.
Оно сводится:
а) к определению элемента совокупности;
б) к определению единицы совокупности;
в) к определению размеров и структуры совокупности;
г) к определению места исследования совокупности;
д) к определению времени исследования совокупности.
Пример:
Метод - массовый выборочный опрос.
Объект исследования - студенты вузов г. Ижевска;
Элементы совокупности - 1) генеральная совокупность – все студенты вузов
г. Ижевска;
через обследование - 2) выборочной совокупности студентов вузов
г. Ижевска;
Единица совокупности - студент;
Размеры и структура совокупности -
Генеральная совокупность:
Размер совокупности – 75 200 чел.;
Таблица 4 - Структура генеральной совокупности (человек)
Курс | Группы специальностей | Всего | |||||
гуманит. | эконом. | мед. | техник. | педаг. | агро | ||
0,12 | 0,2 | 0,13 | 0,23 | 0,16 | 0,16 | ||
ИТОГО: |
Выборочная совокупность: - размер определяется выборкой:
где,
n – размер выборочной совокупности;
t – коэффициент доверия;
σ – выборочная дисперсия;
Δ – предельная, задаваемая ошибка выборки;
N – величина генеральной совокупности.
Таблица 5 - Структура выборочной совокупности
Курс | Группы специальностей | Всего | |||||
гуманит. | Эконом. | мед. | техник. | педаг. | агро. | ||
ИТОГО: |
Если исследование имеет разведывательный характер (пилотажный, зондажный), должна быть охарактеризована еще и разведывательная (пилотажная, зондажная) совокупность.
Место исследования совокупности - массовый опрос проводится в 4-х вузах г. Ижевска: ИжГТУ, ИжСХА, УдГУ, ИГМА.
Время исследования совокупности - опрос продолжается с 10 ноября по 1 декабря 2008 года.
Сбор информации всегда начинается с поиска вторичной информации. Любая собираемая информация должна быть выражена в какой-то форме или в виде каких-то показателей.