Глубина исследования

Прежде чем начать исследование необходимо определить его глубину. По глубине различают следующие виды исследований:

- разведывательное;

- описательное;

- аналитическое

Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование – может использоваться в качестве предварительного этапа исследования.

Потребность в таких исследованиях возникает тогда, когда предмет исследования относится к числу мало или вообще не изученных.

Такое исследование обычно включает в себя какой-либо метод сбора первичной информации (опрос, фокус-группу, экспертный опрос), а так же анализ вторичной информации. Для исследований берутся небольшие совокупности, не полные выборки, сжатый инструментарий, упрощенная программа.

Основными целями исследования, в этом случае, является обычно дополнительная информация об объекте и предмете исследования, уточнение или корректировка гипотез, задач, инструментария.

Описательное (дескриптивное) исследование – изучение эмпирических сведений дающих относительно полное представление об объекте, явлении и его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной программе на базе выверенного инструментария. Объектом анализа являются большие совокупности, инструментом – полные выборки. Такое исследование дает информацию аналитического характера о существующем состоянии объекта.

Аналитическое (казуальное) исследование – исследование имеет своей целью не только описание состояния объекта, но и выявление причинно-следственных связей, которые лежат в основе явления или процесса и позволяют определить его прогнозное состояние.

Определив инструменты сбора информации, необходимо четко указать объекты исследований, проводимых с помощью этих инструментов.

Объектом исследования - является носитель той или иной проблемы.

Например: объектом массового выборочного опроса могут быть студенты вузов города Ижевска, или продавцы отделов парфюмерии в магазинах города Ижевска.

Объектом наблюдения могут являться объявления в СМИ о купле-продаже жилья.

Объектом изучения в журналах маркетингового профиля могут являться статьи, содержащие прогнозы экономического развития РФ на 2004-2010 годы.

Предметом исследования – являются те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему.

Предметы исследования отражают задачи исследования, поставленные в разделе 2.1.2.

После определения объекта исследования, для каждого вида инструментов сбора информации проводится определение исследуемой совокупности.

Оно сводится:

а) к определению элемента совокупности;

б) к определению единицы совокупности;

в) к определению размеров и структуры совокупности;

г) к определению места исследования совокупности;

д) к определению времени исследования совокупности.

Пример:

Метод - массовый выборочный опрос.

Объект исследования - студенты вузов г. Ижевска;

Элементы совокупности - 1) генеральная совокупность – все студенты вузов

г. Ижевска;

через обследование - 2) выборочной совокупности студентов вузов

г. Ижевска;

Единица совокупности - студент;

Размеры и структура совокупности -

Генеральная совокупность:

Размер совокупности – 75 200 чел.;

Таблица 4 - Структура генеральной совокупности (человек)

Курс Группы специальностей Всего
гуманит. эконом. мед. техник. педаг. агро
0,12 0,2 0,13 0,23 0,16 0,16
               
               
               
               
               
ИТОГО:              

Выборочная совокупность: - размер определяется выборкой:

 
 

где,

n – размер выборочной совокупности;

t – коэффициент доверия;

σ – выборочная дисперсия;

Δ – предельная, задаваемая ошибка выборки;

N – величина генеральной совокупности.

Таблица 5 - Структура выборочной совокупности

Курс Группы специальностей Всего
гуманит. Эконом. мед. техник. педаг. агро.
               
               
               
               
               
ИТОГО:              

Если исследование имеет разведывательный характер (пилотажный, зондажный), должна быть охарактеризована еще и разведывательная (пилотажная, зондажная) совокупность.

Место исследования совокупности - массовый опрос проводится в 4-х вузах г. Ижевска: ИжГТУ, ИжСХА, УдГУ, ИГМА.

Время исследования совокупности - опрос продолжается с 10 ноября по 1 декабря 2008 года.

Сбор информации всегда начинается с поиска вторичной информации. Любая собираемая информация должна быть выражена в какой-то форме или в виде каких-то показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: