Во второй половине 20-х гг. XX в. в кредитно-денежной системе страны отмечалось два самостоятельных, но в конечном счете взаимосвязанных процесса: нарастание трудностей и противоречий и тенденция к централизации управления кредитом.
Наблюдались трудности в реализации мер по поддержанию устойчивости червонца на внутреннем рынке. Развивающаяся промышленность и торговля нуждались в кредитах во все возрастающих масштабах. В то же время Наркомфин и Госбанк в целях сдерживания инфляции и поддержания устойчивости червонца старались сдерживать кредитную эмиссию. Так, в 1926 году экономика страны испытывала серьезные трудности в связи с проведением кредитной рестрикции, то есть сокращения объема ссуд в целях предотвращения роста денежной массы в обращении. После отказа от политики кредитной рестрикции в 1927 году Госбанк перешел к политике широкой кредитной экспансии. В результате кредитная эмиссия перестала соответствовать реальным накоплениям и начала привлекать в народное хозяйство денежные знаки, в связи с чем с середины 1925 году началось падение курса червонца. Для его поддержания требовалось постоянное пополнение рынка валютными ценностями. Со второй половины 1926 году были запрещены купля-продажа иностранной валюты на внутреннем рынке и (вскоре) ввоз и вывоз советской валюты за границу. Тенденция к централизации управлением кредитом неизбежно приводила к вымыванию его коммерческих основ, превращению в разновидность централизованного финансирования.
|
|
Централизация управления кредитом была непосредственно связана и обусловлена ростом централизации управления промышленностью со стороны синдикатов (промышленных объединений): Всероссийский текстильный синдикат, Продасиликат, Масложирсиндикат получали 100% банковских кредитов, выделенных соответствующим отраслям; в других сферах экономики синдикаты также аккумулировали 60 — 80% объема кредитов.
Сосредоточение у синдикатов контроля над связями промышленности с банками обусловило характер реорганизации кредитной системы в 1927—1929 гг., которая проводилась по следующим направлениям:
жесткое закрепление клиентов за банками;
каждая хозяйственная организация была прикреплена к определенному банку, в котором она должна была держать счет и получать кредиты;
лишение банков оперативной самостоятельности (оперативное право управления всей банковской системой было передано Госбанку);
разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитов. До февраля 1925 года Промбанк и Электробанк наряду с Госбанком предоставляли промышленности долго- и краткосрочные кредиты. Затем краткосрочные кредитные операции были переданы Госбанку, а долгосрочные — Банку долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства, объединившему Промбанк и Электробанк;
|
|
снижение роли фондовых бирж и переход на бюджетное финансирование. В 20-е гг. была предпринята попытка наладить функционирование фондовых бирж, на которых обращались в основном только облигации государственных займов. Во второй половине 20-х гг., с превращением государственных займов из добровольных в морально-принудительные, существование фондовых бирж потеряло смысл. Основным источником долгосрочного кредита стал государственный бюджет;
введение квартальных планов краткосрочного кредитования, предусматривавших жесткое поквартальное планирование ссуд каждому клиенту.
Все это означало ликвидацию специфических кредитных функций банков и превращение банковского кредитования в разновидность государственного финансирования.
По мере дальнейшего развития индустриализации и коллективизации сельского хозяйства выявилась необходимость перестройки системы кредитования. Существовавшие формы распределения кредитов стали препятствовать планомерному распределению и использованию денежных ресурсов. Взаимное коммерческое кредитование тормозило плановую организацию оборотных средств предприятий, давало возможность прибегать к внеплановым источникам финансирования. Политика коммерческого кредитования затрудняла использование кредита в качестве инструмента внедрения хозрасчета и контроля за работой предприятий, развитие кредитного планирования, тормозило переход к прямому планированию денежного обращения.
В то же время существовали объективные предпосылки для проведения кредитной реформы:
почти полное вытеснение частного капитала из промышленности и торговли;
быстрый рост социалистического сектора в сельском хозяйстве;
усиление роли финансово-кредитной системы в плановом распределении денежных накоплений;
повышение роли Госбанка как центрального звена кредитной системы;
расширение прямого целевого кредитования;
развитие во внутрипромышленном обороте безналичных расчетов через банки.
Кредитная реформа 1930 — 1932 гг.
Кредитная реформа 1930 года преследовала две главные цели: установление принципа демократического централизма в работе банков и концентрация кредитного, расчетного и кассового обслуживания народного хозяйства в одном общенациональном банке. Исходя из этих целей реформа проводилась по следующим направлениям:
ликвидация взаимного товарного кредитования и замена коммерческого кредита банковским;
сосредоточение в одном государственном банке — Госбанке — ресурсов для краткосрочного кредитования;
превращение безналичных расчетов, осуществлявшихся с помощью банков, в основной вид денежных расчетов между предприятиями и организациями при минимальном использовании наличных денег в расчетах;
перестройка банковского аппарата по функциональному признаку с четким разграничением функции по краткосрочному кредитованию производства и долгосрочному кредитованию капитальных вложений.
В 1930 году Госбанку были переданы краткосрочные операции кооперативных банков, преобразованных в банки долгосрочных вложений. На базе Центрального сельскохозяйственного банка СССР был организован Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк. В дальнейшем все операции по кредитованию сельского хозяйства перешли к Госбанку. На основе сельскохозяйственных кредитных товариществ были созданы отделения Госбанка практически во всех районах страны.
Таким образом, Госбанк превратился в институт краткосрочного кредитования, расчетный и кассовый центр.
|
|
Кредитная реформа проводилась в тесной связи с реорганизацией управления промышленностью и переводом предприятий на хозяйственный расчет, перестройкой системы товарооборота, налоговой реформой.
Давая оценку кредитной реформе 1930 года, следует отметить, что она была оторвана от реальности по своей идеологии и организационным принципам и создала ситуацию, при которой хозяйство не смогло функционировать нормально. Резко возросли незаказанные, некомплектные поставки, катастрофически повысилась кредитная эмиссия.
В 1931 — 1932 гг. в кредитную реформу были внесены исправления: предприятия стали наделяться собственными оборотными средствами за счет предоставляемых Госбанком кредитов, которые погашались выплатами из госбюджета в течение 1932 —1938 гг.; собственные и заемные средства стали разграничиваться на расчетном и ссудном счетах, открываемых банком каждому хозрасчетному предприятию; вместо автоматической оплаты поставщиков основной формой расчетов стал акцепт — перечисление средств на счет поставщика после получения согласия со стороны покупателя оплатить отгруженный товар; было отменено кредитование «под план», дававшее практически неограниченную возможность накачивания кредитов в экономику.
С мая 1932 года финансирование и кредитование капитальных затрат стали осуществляться четырьмя всесоюзными банками долгосрочных вложений: Всекобанком, Промбанком, Сельхозбанком и Центробанком. Образованная в 30-е гг. кредитная система просуществовала до 1988 года.