Самоконтроль – это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль – является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и то и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализируют об отклонениях в состоянии здоровья.
Субъективные показатели самоконтроля: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых или других неприятных ощущений, сон, аппетит, отношение к занятиям и др.
Объективные показатели самоконтроля: частота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др.
Наиболее удобная форма самоконтроля – ведение дневника самоконтроля. Содержание и построение дневника может быть различным, он включает как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.
|
|
Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма. Самочувствие отмечается хорошее, удовлетворительное, плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.
Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).
Аппетит отмечается хороший, пониженный, чрезмерный. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его существенные изменения, как правило, являются результатом переутомления, заболевания или не соблюдения правил культуры питания.
Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на учебных занятиях по физической культуре частота пульса при средней нагрузке достигает 130–150 уд/мин. На спортивных тренировках, при значительных физических нагрузках, частота пульса доходит до 180–200 уд/мин и более. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20–30, иногда через 40–50 мин.
Если в указанное время после учебно-тренировочного занятия пульс не возвращается к исходным величинам, это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или наличием каких-то отклонений в состоянии организма.
|
|
Для оценки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы можно применять различные функциональные пробы (см. выше), а их результаты записывать в дневник самоконтроля.
Вес тела рекомендуется определять утром натощак, в одном и том же костюме. В первом периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует обратиться к врачу.
Тренировочные нагрузки основной части занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.
Болевые ощущения: головные боли, боли в мышцах, в правом или левом боках и в области сердца могут наступать при нарушениях режима дня, при общем утомлении организма, при форсировании тренировочных нагрузок и т. п. Боли в мышцах на начальном этапе занятий явление закономерное. Во всех случаях продолжительных болевых ощущений следует обратиться к врачу.
Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля. Это наблюдение показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности.
Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Самоконтроль в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности.
Самоконтроль помогает лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.
Контрольные вопросы
Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Виды диагностики, их цели и задачи. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность. Педагогический контроль, его содержание. Виды педагогического контроля. Самоконтроль, его цель и задачи. Основные методы самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Критерии оценки самоконтроля. Дневник самоконтроля. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
Литература
1. Агаджанян, Н.А. Адаптация и резервы организма. – М.: Медицина, 1983.
2. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. – М.: Медицина, 1990.
3.. Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.В. Вяткина и др. – М.: Просвещение, 1990.
4. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб: Наука, 1993. – Вып. 1.
5. Динейка, К.В. Движение, выдыхание, психофизическая тренировка. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
6. Спортивная медицина и лечебная физкультура / А.И. Журавлев, Н.Д. Граевская. – М.: Медицина, 1993.
7. Здоровый образ жизни: проблемы, пути утверждения / Под ред. А.И Авраменко. – Минск: Полымя, 1988.
8. Искусство быть здоровым. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
9. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
10. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: Физкультура и спорт, 1993.
|
|
11. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях: словарь-справочник. – М.: Физкультура, образование и наука, 1996.
12. Спортивная физиология: учебник для институтов физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
13. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991.