Культурно-историческая школа и ее ответвления

И.Тэн, как основоположник и теоретик культурно-исторического направления на Западе. Предшественники Тэна в европейской науке (Эйхгорн, Гердер, Спенсер). Писатели и историки - предшественники Тэна:Лессинг, Вальтер Скотт, Шатобриан, Тьери, Мишле, Стендаль. Сент-Бев - чуждый методологии накопитель биографического материала.

Позитивизм, как философская основа культурно-исторической школы. Цель позитивизма - преобразование наук на началах социологии.

И.Тэн в поисках объективной основы для объяснения явлений искусства. Утверждение идеи закономерности развития явлений, закона причинности, метода аналогий.

80-е годы XIX в. - апогей европейского и русского позитивизма и расцвет культурно-исторической школы. Натуралистические, описательные тенденции в литературе этого времени.

И.Тэн в поисках объективной основы для объяснения явлений искусства. Идея закономерности развития явлений, закона причинности, метода аналогий.

Заслуга Тэна и культурно-исторической школы в разработке методологии истории литературы как науки. Системный характер выведенных Тэном закономерностей. Установление связей искусства с другими проявлениями духовной жизни, с эпохой и с обществом в целом.

Общая черта культурно-исторической школы - доступность и легкость изложения (Тэн, Брандес, Пыпи н, Венгеров, Коган).

Влияние Тэна на европейское искусствознание. Его последователи во Франции (П.Лакомб: Ж.Ренар, Г.Лансон), в Германии (Г.Геттнер, В.Шерер, К.Лампрехт), в Дании (Г.Брандес), в Италии (Де Санктис), в Испании (М.Менендес-и-Пелайо) и др.

Ограниченность европейской культурно-исторической школы: в произведениях литературы видели только культурно-исторические памятники, документирующие общественную жизнь. Идеографические выжимки, выдаваемые за подлинное слово художника. Оставалась без внимания вся сложность и внутренняя художественная структура произведений. Третьестепенные, устаревшие, эстетически стертые произведения как наиболее удобный материал для исследований этого типа (интерес Тэна к песням старинного трувера Рено де Монтабана, Пыпина - к Лукину, Тихонравова - к Ростопчину, и т. д.). Соответствие метода характеру литературы эпохи: жанровая форма романа (Бальзак), реалистическая драма, “экспериментальный” роман Золя (инспирированный Тэном), натуралистический “документализм” Гонкуров.

Благоприятная почва для культурно-исторической методологии в России, где литература была почти единственным средством выражения общественных идей.

А.Н.Пыпин и Н.С.Тихонравов как наиболее значительные фигуры культурно-исторической школы в России и представители "научного реализма" (П.Сакулин), свободные от националистического сентиментализма Шевырева и романтических увлечений Буслаева.

Высокая оценка Пыпиным деятельности И.Тэна при несовпадении с ним в ряде методологических положений. Указание на сомнительный характер выдвинутых Тэном “первоначальных сил” (“расы, среды и момента”).

Демократизм, яркая публицистичность Пыпина, активного сотрудника журнала “Современник”. Связь его деятельности с общим подъемом национального сознания и общественной мысли в середине XIX в. Влияние идей Чернышевского (двоюродного брата Пыпина), без выхода за рамки буржуазно-демократического просветительства.

Исходные положения Пыпина: историческая обусловленность литературы жизнью общества и народа; связь литературы и жизни; произведение - памятник определенной эпохи и культурно-исторического развития, в котором отражается время; всякая литература национальна, носит на себе черты общественных особенностей и идеалов; время выдвигает для своего выражения крупные писательские фигуры. Принцип детерминизма, который “не знает границ”. Преемственность в развитии литературы - закономерное следствие общеисторических тенденций и сил.

Пыпин против теорий “чистого искусства” и “эстетической” критики середины XIX в. Характеристика Пыпиным “официальной народности” (им пущен в ход и сам этот термин).

Преимущественный интерес Пыпина к общественному значению литературы, вследствие чего литературоведение не получило у него четкого отграничения от других областей идеологии и культуры. “История русской литературы” Пыпина - почти без литературных анализов, - история русской культуры с опорой на литературный материал, социальный смысл литературного творчества.

Открытие Пыпиным новых исследовательских направлений и тем, которых не хотела знать “эстетическая” критика (древнерусские апокрифы, старинные русские сказки и повести, писатели второго и третьего ряда). Установка на свободу научной мысли. Преодоление многих табу (Радищев и Новиков, скептицизм Чаадаева, “западники” и “славянофилы”, бесцензурная “потаенная” литература). Интерес к этнографии и народному творчеству.

Интерес Пыпина к сравнительно-историческим анализам литературы, которые он включал в систему культурно-исторических (“общественно-исторических”) изучений.

Представления Пыпина (и Тихонравова) о развитии русской литературы как одна из самых достоверных историко-литературных концепций, творчески воспринятая и современными исследователями литературного процесса: единство, связь и непрерывность, преемственность исторического и культурного (включая литературное) развития России на всем протяжении ее истории.

Антиславянофильская: “западническая” установка Пыпина; апология деятельности Петра I. Историческая неизбежность заимствований и подражаний в развитии русской литературы, завершающихся периодом произведений глубоко национального характера.

Гражданственность и общественно-политический идеал, публицистичность метода Пыпина и его научная объективность. Соответствие и оптимальная применимость такого метода к новейшей, послегоголевской литературе, проникшейся общественным элементом. Новое понимание Пыпиным истории как объективной науки, основанной на изысканиях, с преимущественным вниманием к внутренней жизни народов и органическим требованиям развития. Популярность “пыпынианства” в России до начала XX века, когда оно подверглось критике интуитивистов (Евлахова и др.).

Широкая постановка вопроса о задачах и методах истории литературы Н.С.Тихонравова, совпадающая с установками Тэна и культурно-исторической школы. Соединение историко-литературных исследований с общественными; исторический ход литературы и отраженное в нем умственное и нравственное состояние общества. Отказ Тихонравова от “чисто-эстетического” изучения литературы в пользу “подробностей”, способствующих уяснению истории. Любовь к полным изданиям писателей, собиранию биографических данных, изданию рукописей и старопечатных книг. Расширение тематики исследований с включением источников, отразивших явления народной жизни (“отреченные” книги народного чтения, раскол, обличительно-сатирические начала в литературе, народный театр, листовки 1812 г. и пр.).

Высказанная (еще до Пыпина) мысль Тихонравова о непрерывности и преемственности литературного развития. Указание на первые проблески западной культуры в России еще в XV в. - в подкрепление беспристрастной оценки Петровских реформ и всего XVIII в.

Разбор Тихонравовым “Истории русской словесности” А.Д.Галахова (“Задачи истории литературы и методы ее изучения”) - отрицание “эстетического”догматизма и изложение исторического метода изучения литературы для выявления “национальности в слове”. Тихонравов о ценности дреанерусской письменности и об изучении византийских памятников, древнерусские переводы которых сохраняют для исследователей утраченные греческие оригиналы.

Открытия Тихонравовым неизданных древнерусских памятников, в их числе списка старорусской повести “Девгениево деяние”.

Обогащение Тихонравовым культурно-исторического метода всесторонним филологическим изучением памятников по их источникам. Изучение первоисточников, доказательность и индуктивизм - яркая особенность исследовательской работы Тихонравова.

Исторические ограниченности деятельности Тихонравова: недооценка эстетического анализа и художественной специфики произведений литературы, оперирование понятием “среды”, не покрывавшим понятия “социальной среды”; переоценка безымянной письменной и бесписьменной старины, агиток Ростопчина и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: