Цели освоения дисциплины
Цель курса – формирование адекватного понимания природы зависимого поведения, и подготовка специалистов для работы с различными видами зависимостей и для реализации профилактической работы и программ сопровождения и поддержки на современном уровне.
Основные задачи курса:
- формирование у студентов понятийного словаря психологии зависимого и отклоняющегося поведения;
- формирование системы знаний о закономерностях отклоняющегося и зависимого поведения;
- освоение основных закономерностей формирования навыков здорового образа жизни;
- изучение современных методов профилактики, сопровождения, коррекции и реабилитации различных форм зависимого поведения;
- развитие практических навыков работы с зависимыми;
- освоение основных подходов, технологий и методов групповой и индивидуальной форм работы с зависимыми;
- обучение разработке и реализации собственных программ профилактики зависимых форм поведения и программ социального сопровождения обучающихся.
|
|
Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки
Дисциплина«Психология зависимого поведения» входит в вариативную часть профессионального цикла направления подготовки 030300 – Психология и способствует реализации требований ФГОС к уровню подготовки выпускника по данному направлению.
Курс взаимосвязан и базируется на таких дисциплинах как «Социальная психология», «Психология социальной работы», «Специальная психология» и дает основу для дисциплины «Психология девиантного поведения».
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1. Способен к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития (ПК 1):
- знает основные методы диагностики нарушений здоровья человека;
- знает основные (стандартные) методы и приемы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения и развития личности;
- умеет выбирать и применять стандартные методы профилактики и коррекции отклонений в социальном и личностном статусе и развития;
- умеет разрабатывать и применять программы, направленные на профилактику отклоняющегося поведения и развития личности.
2. Способен к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на охрану здоровья индивидов и групп (ПК 23):
- владеет знаниями о закономерностях формирования здорового образа жизни;
- готов формировать навыки ценностного отношения к собственному здоровью у индивидов и групп;
|
|
- умеет формулировать рекомендации, направленные на формирование навыков здорового образа жизни у разных категорий населения;
- владеет технологиями работы по формированию навыков здорового образа жизни;
- умеет разрабатывать и применять программы, направленные на профилактику и коррекцию различных форм зависимого поведения.
.
В результате изучения дисциплины студент:
Знает:
1. категориальный аппарат психологии зависимостей;
2. основные проблемы психологии зависимостей, уровни их постановки и решения на современном этапе психологии;
3. закономерности функционирования и развития зависимой психики в филогенезе и онтогенезе.
Умеет:
1. использовать в работе с клиентами разработанные профилактические, коррекционные и психотерапевтические программы по профилактике, сопровождению и коррекции отклоняющегося и зависимого поведения;
2. формировать навыки здорового образа жизни у разных категорий населения;
3. разрабатывать авторские коррекционные программы и программы социального сопровождения для работы с зависимыми;
4. проводить стандартные программы и диагностические мероприятия в терапии зависимого поведения.
Владеет:
1. основными методами и технологиями первичной, вторичной и третичной профилактики зависимого поведения;
2. навыками просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества, повышения ценности здорового образа жизни и снижения риска формирования различных форм отклоняющегося и зависимого поведения;
3. интерактивными методами, психологическими технологиями, ориентированными на охрану здоровья индивидов и групп.
4 Структура и содержание дисциплины
4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации
Таблица 4.1.1 – Трудоемкость дисциплины «Психология зависимого поведения» и формы аттестации для направления 030300.62 – Психология
Учебная работа (УР) | Всего | Распределение по семестрам | |||||
Полная трудоемкость | |||||||
дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ),в т.ч.: | |||||||
- экзамен, ЗЕ | |||||||
Распределение трудоемкости | |||||||
по видам УР в академических | |||||||
часах (АЧ): - лекции - семинары - в том числе, аудиторная СРС - внеаудиторная СРС | |||||||
Аттестация: экзамен |
Содержание дисциплины
Таблица 4.2.1 – Календарный план дисциплины «Психология зависимого поведения» входит в вариативную часть профессионального цикла направления подготовки 030300.62 – Психология
Раздел | Семестр | № недели | Трудоемкость по видам учебной работы, АЧ | Баллы рейтинга | Рекомен. источники | ||||
лек | сем | В том числеауд. СРС | Вне ауд. СРС | Поро- говый | Макси-мальный | ||||
Раздел 1 Профилактика и коррекция химических зависимостей | 1-10 | ||||||||
1.1 Зависимость: понятие и виды | 1,2 | 1,2 | |||||||
1.2 Никотинизм | 1,6,8,9 | ||||||||
1.3 Алкоголизм | 4,5 | 8,9,13,18 | |||||||
1.4 Наркомания, токсикомания | 6,7 | 4,5,6,10 | |||||||
1.5 Первичная, вторичная и третичная профилактика химических зависимостей | 8,9 | 1,15,16 | |||||||
Раздел 2 Профилактика и коррекция нехимических зависимостей | 10-15 | ||||||||
2.1 Интернет-зависимость, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр (гэмблинг) | |||||||||
2.2 Трудоголизм, шоппинг-зависимость, зависимость от еды, сексоголизм | 1,12 | ||||||||
2.3 Созависимость | 5,7,13,14,17,18,19 | ||||||||
2.4 Первичная, вторичная и третичная профилактика нехимических зависимостей | 13, | 1,3, 15,16 | |||||||
2.5 Методы психологической диагностики зависимости | 1,2,10,12 | ||||||||
Экзамен | |||||||||
Итого |
|
|