Требования к результатам освоения дисциплины. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины

Цель курса – формирование адекватного понимания природы зависимого поведения, и подготовка специалистов для работы с различными видами зависимостей и для реализации профилактической работы и программ сопровождения и поддержки на современном уровне.

Основные задачи курса:

- формирование у студентов понятийного словаря психологии зависимого и отклоняющегося поведения;

- формирование системы знаний о закономерностях отклоняющегося и зависимого поведения;

- освоение основных закономерностей формирования навыков здорового образа жизни;

- изучение современных методов профилактики, сопровождения, коррекции и реабилитации различных форм зависимого поведения;

- развитие практических навыков работы с зависимыми;

- освоение основных подходов, технологий и методов групповой и индивидуальной форм работы с зависимыми;

- обучение разработке и реализации собственных программ профилактики зависимых форм поведения и программ социального сопровождения обучающихся.

Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки

Дисциплина«Психология зависимого поведения» входит в вариативную часть профессионального цикла направления подготовки 030300 – Психология и способствует реализации требований ФГОС к уровню подготовки выпускника по данному направлению.

Курс взаимосвязан и базируется на таких дисциплинах как «Социальная психология», «Психология социальной работы», «Специальная психология» и дает основу для дисциплины «Психология девиантного поведения».

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. Способен к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития (ПК 1):

- знает основные методы диагностики нарушений здоровья человека;

- знает основные (стандартные) методы и приемы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения и развития личности;

- умеет выбирать и применять стандартные методы профилактики и коррекции отклонений в социальном и личностном статусе и развития;

- умеет разрабатывать и применять программы, направленные на профилактику отклоняющегося поведения и развития личности.

2. Способен к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на охрану здоровья индивидов и групп (ПК 23):

- владеет знаниями о закономерностях формирования здорового образа жизни;

- готов формировать навыки ценностного отношения к собственному здоровью у индивидов и групп;

- умеет формулировать рекомендации, направленные на формирование навыков здорового образа жизни у разных категорий населения;

- владеет технологиями работы по формированию навыков здорового образа жизни;

- умеет разрабатывать и применять программы, направленные на профилактику и коррекцию различных форм зависимого поведения.

.

В результате изучения дисциплины студент:

Знает:

1. категориальный аппарат психологии зависимостей;

2. основные проблемы психологии зависимостей, уровни их постановки и решения на современном этапе психологии;

3. закономерности функционирования и развития зависимой психики в филогенезе и онтогенезе.

Умеет:

1. использовать в работе с клиентами разработанные профилактические, коррекционные и психотерапевтические программы по профилактике, сопровождению и коррекции отклоняющегося и зависимого поведения;

2. формировать навыки здорового образа жизни у разных категорий населения;

3. разрабатывать авторские коррекционные программы и программы социального сопровождения для работы с зависимыми;

4. проводить стандартные программы и диагностические мероприятия в терапии зависимого поведения.

Владеет:

1. основными методами и технологиями первичной, вторичной и третичной профилактики зависимого поведения;

2. навыками просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества, повышения ценности здорового образа жизни и снижения риска формирования различных форм отклоняющегося и зависимого поведения;

3. интерактивными методами, психологическими технологиями, ориентированными на охрану здоровья индивидов и групп.

4 Структура и содержание дисциплины

4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации

Таблица 4.1.1 – Трудоемкость дисциплины «Психология зависимого поведения» и формы аттестации для направления 030300.62 – Психология

Учебная работа (УР) Всего Распределение по семестрам
           
Полная трудоемкость              
дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ),в т.ч.:              
             
             
- экзамен, ЗЕ              
Распределение трудоемкости              
по видам УР в академических              
часах (АЧ): - лекции - семинары - в том числе, аудиторная СРС - внеаудиторная СРС              
             
             
Аттестация: экзамен              

Содержание дисциплины

Таблица 4.2.1 – Календарный план дисциплины «Психология зависимого поведения» входит в вариативную часть профессионального цикла направления подготовки 030300.62 – Психология

  Раздел Семестр № недели   Трудоемкость по видам учебной работы, АЧ   Баллы рейтинга Рекомен. источники
      лек сем В том числеауд. СРС Вне ауд. СРС Поро- говый Макси-мальный  
Раздел 1 Профилактика и коррекция химических зависимостей   1-10              
1.1 Зависимость: понятие и виды   1,2             1,2
1.2 Никотинизм                 1,6,8,9
1.3 Алкоголизм   4,5             8,9,13,18
1.4 Наркомания, токсикомания   6,7             4,5,6,10
1.5 Первичная, вторичная и третичная профилактика химических зависимостей   8,9             1,15,16
Раздел 2 Профилактика и коррекция нехимических зависимостей   10-15              
2.1 Интернет-зависимость, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр (гэмблинг)                  
2.2 Трудоголизм, шоппинг-зависимость, зависимость от еды, сексоголизм                 1,12
2.3 Созависимость                 5,7,13,14,17,18,19
2.4 Первичная, вторичная и третичная профилактика нехимических зависимостей   13,             1,3, 15,16
2.5 Методы психологической диагностики зависимости                 1,2,10,12
Экзамен                  
Итого                  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: