План занятия
1. Познание, его возможности и границы. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения в истории философской мысли: скептицизм и агностицизм; гносеологический оптимизм и его основания.
2. Понятие знания. Знание и опыт. Знание и информация. Виды познания: обыденное, мифологическое, художественное, научное, философское. Религиозное откровение. Диалектика субъекта и объекта познания.
3. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь.
4. Проблема истины в философии: объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины. Критерии истины. Истина и заблуждение. Практика как критерий истины.
5. Творчество и интуиция. Диалектика интуитивного и дискурсивного в познании.
Базовые понятия
Агностицизм, восприятие, гносеология, гносеологический оптимизм, догматизм, знание, интеллигибельность, истина и заблуждение, интуиция, относительная и абсолютная истина, отражение, ощущение, познание, понимание, понятие, правда и ложь, практика, представление, рационализм и иррационализм, релятивизм, сенсуализм, скептицизм, субъект и объект познания, суждение, теоретическое и эмпирическое познание, умозаключение.
|
|
Перечень тем рефератов и докладов
1. Классическая концепция истины и ее альтернативы.
2. Достижима ли абсолютная истина?
3. Скептицизм как принцип и метод познания.
4. Интуиция и ее роль в познании объективного мира.
5. Искусство как форма познания мира.
Дополнительная литература
1. Грязнов, Б. С. Логика, рациональность, творчество. М.: Эдиториал УРСС, 2010. 256 с.
2. Мессер А. Введение в теорию познания. М.: КомКнига, 2007. 184 с.
3. Миронов В. В., Иванов А. В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005. 447 с.
4. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Эдиториал УРСС, 2012. 168 с.
5. Лекторский В. А. Эпистемология: классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2009. 256 с.
6. Микешина Л. А. Философия познания: проблемы эпистемологии гуманитарного знания. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009. 560 с.
7. Основы теории познания: учеб. пособие для вузов / под ред. Б. И. Липского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 336 с.
8. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Киев: НИКА- ЦЕНТР, 2001 г. 560 с.
9. Рузавин Г. И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 1999. 317 с.
Черняк А. З. Эпистемология неравных возможностей. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 168 с.
V. Научное познание (2 ч.)