Философия французских просветителей

Развитие буржуазных социально-экономических отношений во Франции и других европейских странах вызвало мощный подъем естествознания и философии. Французские просветители-материалисты отмечали, что материальный мир есть причина самое себя, что материя находится в постоянном движении, развитии. Об этом писали в своих сочинениях К. Гельвеций (1715–1771), П. Гольбах (1723–1789) и др. По утверждению Ш. Монтескье (1689–1755), мир есть первый естественный закон. Общественная жизнь, законодательство обусловлены и должны соответствовать природе, характеру географической среды. Законы государства, форма власти должны быть адекватны климату, ландшафту, почве и т.д. И пусть этот философ переоценил такую связь, механически рассматривая общественную жизнь, его воззрения выразили наступление новой, обращенной к людям, философии. Согласно П. Гольбаху, жизнь природы и людей подчиняется трем законам: механической причинности, закону инерции, закону притяжения и отталкивания.

В сочинениях Ф. Вольтера (1694–1778) пропагандировались учения Д. Локка и И. Ньютона. Он понимал философию как великое орудие в борьбе с всевластием религии, борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Ф. Вольтер не отрицал религии совсем, но требовал религиозной свободы, подчеркивал, что в основе всех видов познания лежит опыт. Признавая имущественное неравенство, различия в социальном статусе людей, он отмечал при этом, что общественное устройство должно обеспечивать политическое и юридическое равенство своих членов.

Организатором «Энциклопедии» – гигантского труда о достижениях человечества в области наук, искусства, ремесел был замечательный философ Д. Дидро (1713–1784). Он писал, что все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается, умирает, зарождается вновь.

О человеке как природном явлении и в то же время как некоей сложной машине писал Ж. Ламетри (1709–1751) в своей работе «Человек – машина». Философ отмечает, что источник движения лежит в самой материи. Однако Ж. Ламетри считал, что сущность движения и материи познать невозможно.

Резко критиковал современное ему общество Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Человек – дитя природы, им движут в основном телесные потребности. Но он оторвался от природы. Основная проблема – социальное неравенство. В естественном состоянии, среди природы люди отличаются доброжелательностью и справедливостью, поэтому им необходимо вернуться к природе. В жизни государства и общества общественный договор сделает людей более свободными.

Французские философы стремились сочетать эмпиризм и рационализм, отмечая роль ощущений как основы и начала познания. В понимании общества они придерживались идеалистических воззрений, отдавая приоритет просвещению и сознательной деятельности выдающихся людей. Человек от природы добр, но его портит окружающая среда и плохие законы. Надо просвещать людей, совершенствовать законы. В ту эпоху, наряду с сохраняющейся «классической» верой в Бога, распространяется и деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому, Бог, однажды сотворив мир, не принимает больше в его судьбе какого-либо участия и не вмешивается в течение событий. Многие из идей философии Нового времени, французского Просвещения получили дальнейшее развитие в философских воззрениях мыслителей XIX–XX и XXI столетий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: