Новая теоретическая концепция начала складываться в конце 1970-х годов и получила стройное воплощение в 80-е годы. В стране сложилась ситуация, требующая иных подходов к дизайну как проектной деятельности: реализация крупных социальных и народно-хозяйственных целевых программ.
Эта концепция базируется на использовании системного подхода к изучению и моделированию сложных объектов и многокомпонентных систем.
Практикам и теоретикам было понятно, что вопрос о внедрении методологии системного подхода в дизайне нельзя решать изолированно от проблемы повышения художественного уровня дизайна.
С художественным уровнем дизайна связан вопрос об эстетическом качестве всей предметной среды, о ее культурной значимости.
Дизайн-программа. Цели, задачи, функции, содержание и способы организации деятельности по решению задач определяются термином «дизайн – программа ». Дизайн-программа - это конкретная практическая форма реализации системного дизайна.
Блоки дизайн – программы. В структуру дизайн – программы входят четыре блока, каждый представляет особый срез дизайн – программы. Рассмотрим содержательную часть каждого блока.
1- проблемно-целевой блок: цель, задачи программы, анализ исходного состояния проблемы (объекта), формулировка конечных результатов, сроков реализации;
2- концептуальный блок: описание основного замысла и подхода к решению проблемы, формулировка конечных результатов, сроков реализации;
организационный блок: характеристика форм, методов, организация и управление разработкой программы, контроль над реализацией, перечень необходимых организационно-хозяйственных мероприятий;
проектный блок: вопросы всего комплекса заданий, поэтапные стадии дизайн – программ.
Выводы:
Современные концепции российского дизайна начинались развиваться в период отсутствия контактов с мировым развитием дизайна. (60-е годы).
Изменение ситуации в последней четверти ХХ века в стране позволили российским дизайнерам очень быстро оценить и впитать характерные особенности развития дизайнерского творчества в странах Европы, США и Восточного региона и создать теоретическую основу для дальнейшего развития дизайна в ХХ1 веке.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие «системное проектирование».
2. Понятие «системный подход» в проектировании объекта
3. Метод «дизайн программ».
4. Как вы понимаете определение «художественный уровень» дизайна?
5. Назовите блоки дизайн программы.
6. Сколько дизайн программ может быть в структуре дизайн проекта?
7. Как вы понимаете определение «дизайн-концепция»?
Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности
Дизайн как художественно-проектная деятельностьиспользует различные методы, приемы, технологии. В этом сила, преимущество дизайна, но здесь и «опасная зона», питающая настороженность многих специалистов, хранителей ценностей культурного наследия. Вся ответственность за позитивный статус дизайна возлагается сегодня на молодых дизайнеров, начинающих этот профессиональный путь.
В чем принципиальное отличие дизайна от народного художественного творчества? Дизайн признает не только коллективное, но и авторское, индивидуальное творчество, которое имеет приоритет.
Дизайн – социокультурный феномен. Творчество дизайнера обретает философское значение. В своей деятельности дизайнер оперирует знаками, воплощающими дух цивилизации, его деятельность способствует сложению «нового языка» (визуальных кодов, создающих впечатление, несущих сообщения), доступного и понятного для широких социальных слоев, независимо от национальности, географической точки проживания и языка общения.
Сегодня дизайн – необходимое средство конкурентоспособности в малом и среднем бизнесе. В большом бизнесе дизайн отражает имидж корпорации. Он восхищает, он поражает, он потрясает формами выражения стилей, эффектов, приемов воздействия. Дизайн является основной частью культуры предпринимательства или культуры управления. В это понятие входят:
1) корпоративный идентификат (тождество) – это внутреннее и внешнее визуальное сходство всех филиалов с обликом головной дирекции или фирмы;
2) корпоративный дизайн – под этим термином понимается визуальный облик фирмы в ее помещениях (внутренний интерьер делового офиса), с помощью которого фирма достигает своей цели. Единство внутреннего и внешнего облика достигается с помощью установленных образных констант. Сюда относится фирменный логотип, цветовые сочетания, оформление почтового ящика, или собственный архитектурный стиль в о внутренних деловых помещениях фирмы;
3) корпоративная коммуникация – это понятие охватывает не столько внутренний стиль общения сотрудников между собой, культуру общения, но более всего коммуникацию, ориентированную на установление контактов с внешними клиентами, покупателями, компаньонами, посетителями фирмы. Она выражается через архитектуру здания, специально построенного для фирмы, единого с внутренними интерьерами фирмы. Конечно, важную роль играет эвентуальный (постоянный) ангажемент фирмы в международных акциях, как охрана животного мира. Такая форма ангажемента называется нон-вербальной коммуникацией. Кроме того, должно быть четко структурированное представление о деятельности фирмы, понятное для сотрудников и окружающего общества;
4) корпоративный тезаурус: инструментальное поведение (ценовая политика, стиль руководства предприятием), персональное поведение (искусство способ общения между сотрудниками, с внешними клиентами и с предполагаемыми партнерами-предприятиями). Сюда относится также поведенческая модель рекламы фирмы, все формы коммуникативной политики, ее воздействия на население, например, открытость, стиль рекламы, выбор средств массовой информации. [1]
Дизайн – технология эффекта. Необходимо помнить, что качественный уровень создания дизайн – проектов требует знания современных направлений, тенденций, стилей и технологий, практикующихся не только в пределах родного региона, но также и в мировой культуре дизайна. Эти знания необходимы для того, чтобы умело применять в новых проектных заданиях.
Дизайн как область деятельности имеет свои цели, принципы, теоретический и источниковый базис, дискурсы в философии и культурологии.
Современный уровень развития дизайна. Сегодня дизайн имеет следующие уровни развития:
· Предметный (конкретные предметы);
· межпредметный (функции и взаимосвязи);
· процессуально – деятельностный.
Соотношение взаимосвязи утилитарного, то есть ориентированного на продукцию хозяйственно-бытового назначения, и эстетического в дизайне:
А) приоритет утилитарного имеют инженерный дизайн, нон – дизайн, компьютерный дизайн;
Б) бифункциональность утилитарного и эстетического имеют: художественное конструирование, художественное проектирование, системный дизайн, дизайн – программирование;
В) внешний приоритет эстетического имеют: стайлинг, арт – дизайн, художественное проектирование.
Образовательные дизайн-программы. В образовательных дизайн-программах можно выделить четыре направления дизайна, которые практикуются в образовательных программах высших учебных заведений:
А) промышленные изделия, в том числе моделирование одежды;
Б ) графика: оформление книги (книжная графика), плакат, реклама, визуальные средства информации;
В) архитектура: дизайн окружающей среды, торговые центры, автострады, аэродромы, туристические комплексы, сложные комплексы зрелищной индустрии;
Г) компьютерный дизайн получает все большее распространение и признание молодежи в качестве необходимой профессиональной подготовки.
Художник и специалист – дизайнер (отличия). В середине ХХ века окончательно оформилось различие между собственно художником и художником – декоратором или оформителем. В 1920-м году появилось официальное название профессии – «дизайнер», однако в России это название профессии официально получило признание только в 1980-е годы.
Существует две позиции творческой деятельности у дизайнеров:
1 – когда дизайнер работает на предприятии;
2 – когда дизайнер работает по конкретному заказу.
Дизайнер разрабатывает образ, который реализуется в создаваемом объекте. В создание этого образа дизайнер вкладывает часть своей личности, ощущения современности, культуры, вкуса, образа мышления, таланта, мастерства. В проекте дизайнер закладывает будущее единство целевой ориентации, содержания и эстетических качеств объекта. Таким образом, в каждом проекте слиты воедино духовные, художественные и материальные грани деятельности дизайнера.
· Система дизайн – средств
Работа над проектом осуществляется с помощью традиционной системы дизайн – средств:
· Семиотически х – любой объект дизайна является знаковой системой;
· Художественных – эстетически выразительная, гармоничная внешняя форма характерна для органичных, эффективных проектов;
· Технологических - специфика производства и функционирования объекта должны обеспечить его экономичность, целесообразность, эргономичность;
· Материаловедческих – использование особенностей материала позволяет дизайнеру наиболее адекватно выразить функцию объекта.
Сложности и противоречия у дизайна и, соответственно, дизайнеров, возникают по следующим причинам:
1 – декоративное искусство стремится овладеть новыми техническими приемами;
2 – прикладное искусство хочет влиться в русло современности, ищет выразительные средства и приемы.
В результате появляются точки профессиональных пересечений. Например: шторы ручной работы (вышивка, роспись по ткани) обращают на себя внимание удачным колористическим решением, композицией орнамента. Зритель отмечает «хороший дизайн» штор. Однако, чтобы шторы имели право на статус «дизайн – объекта», они должны а) вписаться в дизайн – систему интерьера, б) отвечать требованиям стиля, заложенного дизайнером в проект интерьера.
· Стили и национальные школы в дизайне
(общие сведения)
Отличия, которые наблюдаются в работе дизайнеров разных школ, именуются стилями. Например, особое место и признание занимает скандинавский, итальянский, японский, немецкий стили. В последнее десятилетие признание получил венгерский дизайн. Каждый из них отличается по стилевым особенностям.
Скандинавский дизайн. Скандинавские дизайнеры широко и многообразно используют различные породы древесины, этот стиль отличают уравновешенность, комфортабельность, естественность. Корнями этот стиль уходит в народное искусство, стремится к конструктивной ясности и простоте решений.
Итальянский дизайн. Для итальянского стиля, в отличие от стиля скандинавского, характерна дерзкая экстравагантность. Итальянские дизайнеры используют яркие броские краски, не ограничивают свободу фантазии. Изобретательность и восприимчивость ко всему новому прекрасно отвечает современным требованиям единства стиля, линий, цвета.
Японский дизайн имеет свой ярко выраженный стиль, в котором доминирующим элементом является национальный колорит. Основой для японских дизайнеров служит декоративно – прикладное искусство, имеющее богатейшую культуру творчества.
Немецкий дизайн – это твердые, скромные и классические установки в дизайне при высоком качестве продукции.
Т аким образом, дизайн, объединяя разные стили и национальные школы, является областью международного обмена опытом, где различные влияния взаимодействуют и дополняют друг друга.
Черты, идущие от национальной культуры, выступают в продукции различных школ и стран и являются важным фактором в формировании различий. В дизайне неприемлемо однообразие при решении одной и той же задачи.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите характеристики дизайна, которые обеспечивают ему статус «социокультурного феномена».
2. Какие «дизайн – средства» может использовать дизайнер при создании проекта?
3. Что является истоком стиля в дизайн – деятельности?