Раздел 2. Предмет административного права (административно-правового регулирования)

В результате изучения 2 раздела студент должен

понимать сущность и отличие предмета административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) от других отраслей права; место и роль административного права в системе других отраслей права; основы разграничения административного права с другими отраслями права;

уметь определять предмет административного права (административно-правового регулирования - организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления); внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности; общегосударственные контрольно-организационные отношения; административно-юстиционные организационно-охранительные отношения);

владеть навыками проведения юридической экспертизы нормативно-правовых актов на предмет отнесения их к действию норм административного права

2.1. Предмет, область, сфера административно-правового регулиро­вания (взаимосвязь и соотношение)

Предмет административного права, как и любой другой отрас­ли, — это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Он относится к одному из двух основных критериев, который позволяет выделить административное право в качестве отрасли права, а вторым критерием, как известно, является метод административно-правового регулирования, вопросы, связанные с которым будут рассмотрены в следующем разделе.

Поскольку круг этот весьма широк, трудно­обозрим и чрезвычайно подвижен, возникают большие сложности в определении и описании предмета административного права, тем более что легального определения предмета административно-пра­вового регулирования (как, скажем, гражданско-правового регулиро­вания — ст. 2 Гражданского кодекса РФ - ГК РФ[5]) нет и, видимо, не может быть в принципе. Основными общественными отношениями, которые составляют предмет административного права являются организационные отношения, возникающие в сфере[6] государственного управления.

Административно-правовые отношения как очень большая часть (сегмент) общего правового поля являются объектом и весьма объем­ной, сложной и неоднородной областью административно-правового регулирования общественных отношений, которые делятся на спе­циализированные группы — административно-правовые институты.

Предметно-родовой характеристикой административно-правово­го регулирования (предметно-родовой подход к определению пред­мета административного права) является то обстоятельство, что оно имеет своим предметом вполне определенный род общественных отношений — организационные отношения, которые, однако, имеют несколько предметных разновидностей как в сфере собственно го­сударственного управления — исполнительно-распорядительной де­ятельности, так иза его пределами, в других видах государственной деятельности.

Существуют четыре области общественных отношений, где дей­ствуют единые по своей предметно-родовой сущности, но различные по своей видовой характеристике разновидности организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования: 1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управ­ления); 2) внутриорганизационные отношения во всех звеньях систе­мы публичного управления и сферах государственной деятельности;

3) общегосударственные контрольно-организационные отношения;

4) административно-юстиционные, организационно-охранительные, отношения.

2.2. Организационные управленческие отношения в сфере реализации
исполнительной власти (государственного управления)

Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) составляют основной массив регулируемых нормами административного права и являющихся его предметом общественных организационных отноше­ний. Они возникают в процессе и в результате реализации субъектом исполнительной власти и осуществления им в пределах предостав­ленных полномочий, регулирующих управленческих функций в от­ношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Служебное предназначение и последствия этих отношений направлены за пределы аппарата органа исполнительной вла­сти, к объектам управления и административно-правового регулирования, поэтому их иногда называют внешнеуправленческими (в отличие от внутриаппаратных) организационными отношениями.

Внешнеуправленческие организационные административно-пра­вовые отношения складываются главным образом между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализа­ции многочисленных и разнообразных функций управления органа­ми исполнительной власти и их должностными лицами, а также меж­ду ними и физическими и юридическими лицами.

2.3. Внутриорганизационные отношения во всех сферах государствен­ной деятельности

Внутриорганизационные отношения опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной дея­тельности, поэтому их нередко именуют внутриаппаратными адми­нистративно-правовыми отношениями, в отличие от внешнеуправ­ленческих отношений. Внутриаппаратная внутриорганизационная деятельность является обязательным атрибутом осуществления лю­бого вида государственной деятельности, будь то собственно управ­ленческая исполнительно-распорядительная деятельность, или зако­нодательная, судебная, прокурорская, или другого вида.

Содержание внутриорганизационной деятельности в аппара­те того или иного органа всех ветвей власти и видов государствен­ной деятельности включает в себя следующие элементы: внутреннее распределение компетенции органа и обязанностей по руководству между руководителем, его заместителями, помощниками, а также различными структурными подразделениями аппарата органа; внутриаппаратные перемещения служащих, утверждение и изменение штатных расписаний; установление внутреннего трудового распоряд­ка и поддержание необходимого уровня организованности и дисциплины; применение мер поощрения и ответственности к служащим; установление и изменение порядка и правил внутреннего документо­оборота и режима работы со служебными документами; информаци­онное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспе­чение и обслуживание служебной деятельности работников данного органа и т. д.

2.4. Общегосударственные контрольно-организационные отношения

Общегосударственные контрольно-организационные отношения возникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т. е. общегосударственного кон­троля, который в отличие от обычного функционального контроля, являющегося всеобщей управленческой функцией, отличается рядом особенностей: он осуществляется в масштабах всего государства, отимени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определен­ным вопросам. Общегосударственная контрольная деятельность по определенным вопросам в настоящее время осуществляется Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации[7], Счетной палатой Российской Федерации,[8] Уполномоченным по правам человека в Россий­ской Федерации[9], и некоторыми другими органами.

2.5.Административно-юстиционные организационно-охранительные
отношения

Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения возникают в промессе и в результате осуществления су­дебного контроля за законностью решений и действий государствен­ной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также приме­нением последними различного рода административно-принудитель­ных мер к физическим и юридическим лицам в целях зашиты и вос­становления правопорядка в сфере управления.

Административно-юстиционная деятельность государства, осуще­ствляемая посредством применения судами и судьями различных мер административно-принудительного характера, обеспечивает охрану, восстановление и защиту правопорядка во всех трех рассмотренных в предыдущих параграфах организационных областях, являющихся предметом административно-правового регулирования.

Контроль, проверка законности решений и действий (бездействия) администрации — это прерогатива судебного контроля как особой специфической части административно-юстиционной деятельности государства в области общественных отношений, являющихся пред­метом административно-правового регулирования. Там же, где имеет место спор о праве (имущественном, личном неимущественном, трудовом и др.), хотя бы и вытекающем из административно-правовых отношений, суд рассматривает заявление—жалобу субъекта по пра­вилам искового гражданского судопроизводства, руководствуясь нор­мами Гражданского процессуального кодексаРоссийской Федерации (ГПК РФ).[10]

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте понятие и перечислите особенности норм административного права.

2. Выберите из любого источника какую-либо норму административного права и определите все элементы ее структуры.

3. Чеморганизационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) отличаются от норм конституционного, гражданского, уголовного права

4.Дайте характеристикувнутриорганизационных отношений во всех сферах государственной деятельности

5. Приведите примеробщегосударственных контрольно-организационных отношений

6.Приведите примерадминистративно-юстиционных организационно-охранительных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: