Как движутся части тела
Цель. Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела.
Материал. Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 2.
Содержание ^
Педагог рассказывает детям о том, что кости и мышцы имеют очень важное значение, определяют форму тела человека. Все движения, которые мы совершаем: бегаем, прыгаем, ходим, даже просто дышим, — возможны благодаря работе мышц.
Представьте себе множество «резиночек», которые способны укорачиваться и удлиняться, подталкивая наше тело и заставляя его двигаться. Мышцы прикреплены к костям. Место, где кости соединяются друг с другом, называются суставами. В нашем теле очень много разных костей, маленьких и больших. Самые крепкие — кости ног. Посередине спины находится позвоночник, наверху он поддерживает голову, а внизу соединяется с бедрами. На позвоночнике укреплена грудная клетка, защищающая сердце и легкие. Руки отходят от плечей, как ветки дерева от ствола.
Предварительное задание
Попросите ребенка пощупать свою ногу, руку — пусть он почувствует внутри твердые кости. Пусть сравнит руки и ноги — что длиннее и толще. Далее можно рассмотреть руку, согнуть и разогнуть пальцы. Сколько сгибов суставов у каждого пальца? Попросите детей найти, где посередине спины расположен позвоночник.
Предложите детям встать перед зеркалом, согнуть руки, ноги, повертеть головой в разные стороны, наклониться всем туловищем вперед, вправо, влево, встать на носки, сделать ласточку.
Обратите внимание детей на то, какие части тела движутся, где они могут сгибаться и разгибаться. Где находятся суставы на руке, на ноге? Пусть ребята покажут и сосчитают их.
Работа с рабочей тетрадью (тетрадь 2)
Задание 11. Попросите всех рассмотреть рисунок и рассказать, что делают девочки и мальчики. Пусть дети обведут кружочками любого цвета подвижные части тела. Если ребенок затрудняется, можно попробовать повторить движение, изображенное на картинке, и определить, какие части тела движутся.
Предложите детям положить на чистую страницу тетради свою ладошку и обрисовать ее, обводя каждый палец. Пусть ребенок посмотрит на свою руку и обозначит на рисунке черточками любого цвета те места, где рука и пальцы сгибаются и разгибаются. Для этого можно подвигать рукой, пошевелить пальцами, пощупать подвижные части — суставы.