Содержание и элементы финансового механизма

Организация финансовых отношений, функционирование системы финансов в целом и её звеньев, а также реализация концепции, цели и задач финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов осуществляется через элементы, формы, методы и инструменты управления финансовыми ресурсами, формирования, использования и контроля денежных доходов в экономике и социальной сфере. Совокупность таких элементов управления, финансовых форм, методов и инструментов составляет содержание финансового механизма.

Обычно выделяют три элемента финансового механизма, созвучных соответствующим функциям управления, – финансовое планирование, финансовое регулирование и финансовый контроль. Финансовые формы, методы и инструменты конкретизируют инструментарий финансового планирования, регулирования и контроля. Они формируют конкретные механизмы, приводящие в движение финансовые ресурсы в публично-правовой и частноправовой формах, процессы формирования и использования публичных и частнохозяйственных денежных доходов.

Финансовый механизм представляет собой совокупность элементов, форм, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, публичных и частнохозяйственных доходов, призванную обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов.

Учитывая двусторонний характер движения финансовых ресурсов и доходов, следует различать механизмы их формирования и механизмы их использования. Они различаются не только спецификой форм, методов и инструментов, но и целевой установкой: механизмы формирования финансовых ресурсов (доходов) направлены на полноценное финансовое обеспечение деятельности органов публичной власти и хозяйствующих субъектов, а механизмы использования финансовых ресурсов (доходов) – на результативное и эффективное их расходование.

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные (муниципальные) и частнохозяйственные финансы, следует различать механизмы приведения в действие государственных (муниципальных) и частнохозяйственных финансов. Они отличаются между собой формами, методами и инструментами управления финансовыми ресурсами (доходами и расходами). Государственный финансовый механизм, его элементы, формы, методы и инструменты жёстко регламентируются нормами публичного финансового права. В его составе выделяются эмиссионно-денежный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, валютный механизмы, механизмы бюджетного регулирования, государственного заимствования и финансового резервирования и др. Частнохозяйственный финансовый механизм отличается более мягкой регламентацией элементов и инструментария нормами частнохозяйственного финансового права, относительной свободой выбора хозяйствующими субъектами форм, методов и инструментов управления финансовыми ресурсами, доходами и расходами. В составе частнохозяйственного финансового механизма можно выделить механизмы ценообразования, формирования, распределения и использования дохода и прибыли, кредитный, инвестиционный и страховой механизмы и др.

Как уже отмечалось, элементами финансового механизма выступают финансовое планирование, финансовое регулирование и финансовый контроль. В этой связи можно говорить о механизмах финансового планирования, регулирования и контроля, которым присущи свои методы и инструменты.

Финансовое планирование осуществляется на государственном (местном) уровне – публичное (государственное и муниципальное) финансовое планирование и на уровне хозяйствующих субъектов – финансовое планирование организаций и домашних хозяйств или частнохозяйственное, (в том числе, корпоративное) финансовое планирование1. Финансовое планирование представляет собой относительно самостоятельную область плановой деятельности органов власти и управления федерального, регионального и местного уровней, а также коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств (в отношении последних следует сказать, что отдельные элементы финансового планирования, в традиционном его понимании, присущи лишь индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица). Финансовое планирование предполагает определение плановых параметров формирования и использования публичных и частнохозяйственных финансовых ресурсов и доходов, их отражение в финансовых планах, балансах финансовых ресурсов и бюджетах органов публичной власти, организаций и индивидуальных предпринимателей, а также их корректировку в ходе исполнения планов и принятие соответствующих управленческих решений.

Финансовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие органов публичной власти и управления на процесс общественного воспроизводства или их вмешательство в экономику для исправления «ошибок» рынка и возникающих диспропорций (государственное финансовое регулирование), а также целенаправленную деятельность органов управления организаций (преимущественно коммерческих) по саморегулированию микроэкономических процессов, частнохозяйственных доходов и финансовых ресурсов (частнохозяйственное или корпоративное финансовое регулирование), используя для этого комплекс специальных финансовых методов и инструментов. Государственное финансовое регулирование может выступать в форме финансового стимулирования или сдерживания инвестиций, развития отдельных отраслей и т.д. Оно предполагает использование такого макроэкономического инструментария как денежная масса в обращении (её агрегаты), сбережения, бюджет, налоги и элементы налогообложения, государственные расходы и заказы и т.п. Корпоративное финансовое регулирование предполагает деятельность менеджеров организации по саморегулированию её финансовых потоков в рамках реализации корпоративной финансовой (доходной, расходной, инвестиционной, учетной, налоговой) политики. При этом используется различный финансовый инструментарий: цены и методы ценообразования, методы финансирования и кредитования, ценные бумаги и другие производные от них финансовые инструменты, способы амортизации и оплаты труда, налоговые льготы и методы оптимизации налогов, дивидендная политика и т.д.

Финансовый контроль представляет собой деятельность общих и специализированных органов публичной власти и управления и органов управления организаций, направленную на выявление отклонений от принятых норм законодательных и подзаконных актов, от запланированных параметров финансовых планов в процессе формирования и использования публично-правовых и частноправовых финансовых ресурсов (доходов), а также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и отклонений. Финансовый контроль также подразделяется на корпоративный и государственный. Государственный финансовый контроль осуществляется не только общими органами государственной (муниципальной) власти, но и специализированными контролирующими органами (Счетной палатой, различными органами финансового надзора, региональными контрольными управлениями, таможенными и налоговыми органами и др.). Контроль проводится в форме финансовых мониторинга, ревизий, проверок и т.д. По его результатам, при необходимости, на нарушителей налагаются финансовые санкции (штрафы, пени, компенсации потерь и др.). Корпоративный финансовый контроль предполагает деятельность органов управления организацией по самоконтролю (внутреннему контролю) за движением финансовых потоков предприятия, их мониторингу и принятию своевременных мер по устранению выявленных нарушений, а также деятельность независимых аудиторских организаций (аудиторов) по проверке финансовой отчетности аудируемого предприятия. Применяемые здесь финансовые формы, методы и санкции к виновным лицам законодательно не регламентированы. В силу этого на практике бывает, порой, сложно провести четкие границы между корпоративным финансовым контролем (самоконтролем) и регулированием (саморегулированием).

Каждому из названных элементов механизма управления финансовыми отношениями присущи свои финансовые формы, методы и инструменты. Несмотря на специфичность конкретного их перечня и характера применения в рамках конкретных элементов финансового механизма, существует нечто общее, позволяющее определять их как «форма, метод и инструмент».

Под формой управления финансами следует понимать устойчивую, специфически организованную совокупность финансовых отношений, включающую в себя соответствующие ей методы и инструменты, что позволяет отделить ее от всех прочих форм финансовых отношений. Формами государственного (муниципального) финансового механизма выступают, например, бюджетные доходы в налоговой и неналоговой формах, бюджетные расходы в форме социальных, управленческих, оборонных и иных расходов, формы межбюджетного регулирования (фонды финансовой поддержки территорий, источники покрытия бюджетного дефицита и т.д.). Формами частнохозяйственного финансового механизма могут быть, например, собственные доходы коммерческих организаций в форме выручки, амортизации, прибыли и их расходы в форме инвестиций (капитальных расходов и финансовых вложений), текущих расходов (материальных, на оплату труда, прочих), заемные доходы этих организаций в форме кредитов банков, займов и т.д., а также доходы и расходы некоммерческих организаций (бюджетные сметы, поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, добровольные взносы, целевые расходы и т.д.).

Под методом управления финансами понимается конкретный способ формирования или использования финансовых ресурсов и доходов, обеспечивающий функционирование соответствующей формы (форм) финансовых отношений. Финансовые методы отличаются большим разнообразием в рамках отраслей и звеньев системы финансов в составе разнообразных форм финансовых отношений. Методы формирования и использования финансовых ресурсов (доходов) строятся на определенной комбинации соответствующих финансовых инструментов.

К методам формирования публичных (государственных и муниципальных) финансовых ресурсов можно отнести бюджетные и налоговые методы во всём видовом многообразии видов бюджетного финансирования и аккумуляции налоговых доходов, методы государственного (муниципального) заимствования, методы дотирования вышестоящими бюджетами нижестоящих бюджетов и др. Методами формирования частнохозяйственных финансовых ресурсов являются методы самофинансирования за счет прибыли и других собственных доходов, способы начисления амортизации, методы формирования выручки, ценообразования и расчетов с покупателями и поставщиками, способы банковского и иного кредитования, методы получения страховых, процентных и дивидендных доходов, методы оплаты труда и многие другие.

Методы использования финансовых ресурсов (доходов) для одних субъектов, в силу взаимосвязи отраслей и звеньев системы финансов, могут повторять методы формирования ресурсов других субъектов финансовых отношений, поскольку доходы субъектов одних звеньев системы финансов становятся расходами для других, и наоборот (например, методы кредитования и заимствования, дивидендные и процентные методы, способы оплаты труда, страховые методы и т.д.

В отдельную группу следует выделить общие методы, характерные для всех субъектов финансовых отношений и имеющие применение как в отношении формирования, так и использования финансовых ресурсов (доходов). Они группируются по элементам финансового механизма: методы финансового планирования и бюджетирования, методы финансового регулирования, саморегулирования и оперативного финансового управления, методы внешнего и внутреннего финансового контроля, применения мер финансовой ответственности (наложения санкций) и др.

Финансовые инструменты встроены в методы формирования и использования финансовых ресурсов (доходов). В широком понимании финансовыми инструментами называют прибыль, бюджет, налоги и т.д., хотя прежде всего – это частные финансовые категории, производные от экономической категории финансов. Финансовые инструменты в узком, управленческом их понимании – это те первичные элементы, рычаги, посредством которых функционируют и реализуются на практике конкретные формы и методы финансового механизма. Комбинация финансовых инструментов определяет специфику тех или иных форм и методов образования и использования финансовых ресурсов (доходов). Например, публично-правовые налоговые формы и методы реализуются через элементы налогообложения (объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период и т.д.). Бюджетными инструментами можно назвать трансферты (дотации, бюджетные кредиты, субсидии, субвенции), контингент бюджетных расходов, облигации государственных займов и их элементы и др. Частнохозяйственными финансовыми инструментами выступают цена и её структурные элементы, норма прибыли и рентабельность, процентные ставки, дивиденды и кредитные ставки, виды расходов и статьи калькуляции себестоимости, производные инструменты финансового (фондового) рынка, нормы амортизации и многие другие.

Финансовые методы и инструменты зачастую называют финансовым инструментарием, имея в виду и единство и целостность в структуре финансового механизма.

Финансовый механизм неотделим от финансовой политики, как государственной, так и корпоративной. Нередко в теории и практике применяется выражение «финансовый механизм реализации финансовой политики». Используя элементы финансового механизма (финансовое планирование, регулирование и контроль), публичные органы власти (управления) и органы управления организаций (иногда – индивидуальные предприниматели) обеспечивают реализацию целей и задач своей финансовой политики, её стратегии и тактики. Финансовый механизм – это достаточно динамичный элемент управления финансами. В зависимости от изменения внешней и внутренней среды он требует изменения своей структуры, совершенствования в целом или его отдельных элементов, методов и инструментов. Фундаментальные основы финансового механизма (особенно государственного и муниципального) и корректировка его элементов в большей или меньшей степени регламентируются нормами публичного и частнохозяйственного финансового права.

Рассмотрим подробнее элементы финансового механизма: финансовое планирование (прогнозирование), финансовое регулирование и финансовый контроль.

7.4. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование представляет собой важнейший элемент финансового механизма, в котором находят отражение ожидаемые значения различных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики. В широком понимании финансовое планирование – это деятельность органов управления финансами по оценке состава и структуры финансовых ресурсов, определению возможностей и методов их формирования, увеличения, направлений и способов эффективного использования с последующим внесением и утверждением названных и других финансовых параметров в показателях финансовых планов, их исполнением, корректировкой и контролем. В узком смысле финансовое планирование – это деятельность органов управления финансами по составлению, рассмотрению и утверждению финансовых планов субъектов экономики (органов публичной власти, организаций и индивидуальных предпринимателей).

Необходимость финансового планирования обусловлена потребностью субъектов управления в определении желаемых и ожидаемых результатов их финансовой деятельности в виде конкретных показателей формирования и использования финансовых ресурсов (доходов), резервов их роста, результативности и эффективности расходования с целью бесперебойного финансового обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Необходимость финансового планирования обусловлена также относительной самостоятельностью движения финансовых ресурсов по отношению к движению материальных ресурсов, неопределенностью и отчасти непредсказуемостью рынка и поведения субъектов экономики. Кроме того, без финансового планирования невозможна разработка и реализация финансовой политики на всех уровнях управления и хозяйствования.

Финансовое планирование осуществляется органами управления всех звеньев финансовой системы. Поэтому следует различать публичное (государственное и муниципальное) финансовое планирование и частнохозяйственное (корпоративное) финансовое планирование.

Публичное финансовое планирование предполагает деятельность органов государственной (федеральной и региональной) власти и органов местного самоуправления по определению, рассмотрению, утверждению и исполнению заданных в финансовых планах параметров и показателей движения (формирования и использования) государственных (муниципальных) финансовых ресурсов и доходов в масштабах страны и её территорий. К государственным (муниципальным) финансовым планам относятся балансы финансовых ресурсов, бюджеты публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов, налоговые бюджеты, сметы доходов и расходов территорий, не являющихся муниципальными образованиями и др.

Частнохозяйственные (корпоративные) финансовое планирование осуществляется преимущественно организациями различных форм собственности и организационно-правовых форм, хотя элементы финансового планирования могут иметь место и в рамках домашних хозяйств, особенно индивидуальных предпринимателей. Такое планирование представляет собой деятельность органов управления коммерческих и некоммерческих организаций по определению плановых параметров, рассмотрению, утверждению и исполнению заданных в финансовых планах показателей движения (формирования и использования) частнохозяйственных финансовых ресурсов и доходов на уровне отдельной организации. К финансовым планам коммерческих организаций относятся баланс, сводный бюджет, план движения денежных средств, налоговый бюджет, инвестиционные проекты и др. К финансовым планам некоммерческих организаций можно отнести, кроме баланса, бюджетные сметы, сметы доходов и расходов и некоторые другие.

Объектом финансового планирования выступают количественные и качественные характеристики финансовых ресурсов и доходов субъектов экономики, источников их формирования и статей расходования. Субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также индивидуальные предприниматели (как правило, использующие наёмную рабочую силу).

Целью финансового планирования является стабильное и бесперебойное финансовое обеспечение воспроизводственного процесса на макро-, мезо- и микроуровнях по запланированным параметрам расходов, предусмотренных в проектах, прогнозах, программах и планах развития. Учитывая, что в названных плановых документах заложены цель и задачи экономической политики государства и предприятий, целью финансового планирования является также финансовое обеспечение стратегии и тактики экономической политики и реализация финансовой политики на государственном, муниципальном и корпоративном уровнях.

Финансовое планирование предполагает не просто установление количественных и качественных параметров формирования и использования финансовых ресурсов и доходов субъектов хозяйствования, включая органы публичной власти, но и определение степени соответствия доходов предполагаемым расходам, объема недостатка собственных средств и объема привлечения финансовых ресурсов со стороны. Финансовое планирование опирается на следующие документы: финансовое прогнозирование; прогнозы социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований; государственные, муниципальные программы развития и национальные проекты; законодательные и нормативные акты в области экономической, социальной и финансовой политики; бизнес-планы, проекты и иные прогнозные и плановые документы отдельных вертикально-интегрированных структур и организаций.

В процессе финансового планирования закладываются денежные пропорции воспроизводства (производства, обмена, распределения и потребления) ВВП, регионального валового продукта, выручки и добавленной стоимости предприятий, источники финансового обеспечения воспроизводственного процесса и направления их использования на макро-, мезо- и микроуровнях. В результате финансового планирования органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления и управления предприятиями (организациями) определяют потребность в финансовых ресурсах и доходах, необходимых для решения запланированных социально-экономических задач, программ, проектов, бизнес-планов, планов производства, других хозяйственных планов организаций; определяют меры государственного и корпоративного финансового регулирования и направления финансового контроля. С учетом запланированных финансовых потребностей осуществляют поиск дополнительных источников финансовых ресурсов, корректируют направления и статьи их расходования.

Таким образом, финансовое планирование представляет собой целенаправленную деятельность субъектов управления финансами по определению ожидаемых параметров и показателей формирования и использования публичных и частнохозяйственных финансовых ресурсов и доходов, составлению, рассмотрению и утверждению и исполнению финансовых планов с целью финансового обеспечения воспроизводственного процесса и реализации государственной (муниципальной) и корпоративной экономической, социальной и финансовой политики.

Финансовое планирование призвано решать определенные задачи, вытекающие из цели этого элемента финансового механизма. Эти задачи должны конкретизироовать цель планирования с учетом достижения запланированных результатов при минимальных затратах. К основным задачам финансового планирования можно отнести следующие1:

- определение общего объема финансовых ресурсов (доходов) и их объема по каждому источнику поступлений органов публичной власти и хозяйствующих субъектов;

- определение объема и направлений использования финансовых ресурсов (доходов), а также приоритетов в расходовании средств;

- обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного, эффективного и результативного использования финансовых ресурсов (доходов);

- создание условий для укрепления устойчивости бюджетов всех уровней публичной власти и государственных внебюджетных фондов, а также для обеспечения финансовой устойчивости организаций и индивидуальных предпринимателей;

- определение экономически обоснованного размера финансовых резервов во избежание диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов к планам, а также для предупреждения и снижения финансовых рисков.

В зависимости от сроков финансовое планирование может быть оперативным или текущим (помесячным или поквартальным), годовым (на календарный год) и среднесрочным (на 3-5 лет).

Цели и задачи финансового планирования находят отражение в финансовых планах, точнее их показателях. Финансовый план представляет собой свод системы плановых финансовых показателей в виде баланса, бюджета, сметы, иных документов в установленной нормами финансового права форме или в произвольной форме, утвержденной органами управления субъекта планирования, в которых отражаются ожидаемые, предполагаемые количественные и качественные параметры формирования и использования финансовых ресурсов (доходов) на планируемый период времени. Финансовые планы составляются преимущественно в форме баланса доходов и расходов. Состав показателей финансовых планов отражает специфику звеньев системы финансов.

Основными финансовыми планами органов государственной власти и местного самоуправления являются бюджеты соответствующих уровней, бюджеты государственных внебюджетных фондов и сводный финансовый балансы страны и среднесрочные финансовые планы субъектов Федерации (муниципальных образований); коммерческих организаций – баланс доходов и расходов и бюджеты организации, включая налоговый; некоммерческих организаций – смета доходов и расходов, бюджетная смета.

Публичное (государственное и муниципальное) финансовое планирование реализуется, прежде всего, в показателях системы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления: федеральном, региональных и местных бюджетов. Как финансовый план, бюджет составляется в форме баланса (росписи) доходов и расходов на очередной бюджетный год и плановый период (для трехгодичного бюджета). Он утверждается законом (решением) соответствующего законодательного (представительного) органа власти (местного самоуправления). Состав доходов и расходов бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ и специальным федеральным законом о бюджетной классификации. Все это придает бюджету директивный характер, обуславливающий обязательность исполнения плановых показателей.

В доходной части бюджета находят отражение все налоговые доходы, обязательные платежи и другие неналоговые доходы, безвозмездные поступления. К налоговым доходам, в соответствии с бюджетной классификацией, относятся установленные Налоговым кодексом РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, распределяемые в порядке межбюджетных отношений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законом о бюджете на очередной год по бюджетам уровней государственной власти и местного самоуправления. Обязательными платежами являются платежи, регламентируемые неналоговым законодательством (Таможенным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ и другими законодательными актами), и на этом основании отнесены к категории неналоговых доходов1. Другими неналоговыми доходами считаются доходы, поступающие в бюджеты различных уровней, от использования государственного (муниципального) имущества и собственности, поступления в виде штрафных санкций и другие средства. Безвозмездные поступления – это средства, поступающие в виде различных форм межбюджетных трансфертов: дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов.

В расходной части бюджета планируются и утверждаются конкретные виды расходов органов государственной власти и местного самоуправления по следующим направлениям: законотворческая, судебная, правоохранительная и управленческая деятельность; реализация конституционных социальных прав граждан; обеспечение внутренней и внешней безопасности государства и международная деятельность; государственное регулирование экономики и научно-технического прогресса; формирование государственных (муниципальных) резервов; управление государственным (муниципальным) долгом; прочие направления расходования.

Состав и структура планируемых доходов и расходов бюджетов различных уровней власти и управления существенно различаются и зависят от распределения доходных и расходных полномочий (вопросов ведения), закрепленных за соответствующим уровнем государственной власти и местного самоуправления действующим бюджетным и налоговым законодательством. Плановые показатели бюджета отражают основные параметры федеральной, региональной и муниципальной социально-экономической политики и планов развития страны и её территорий.

При разработке проектов бюджетов используются плановые параметры, заложенные в таких относительно самостоятельных документах, как долгосрочные целевые программы, федеральная адресная целевая программа, Инвестиционный фонд РФ и ведомственные целевые программы. Долгосрочные целевые программы разрабатываются и утверждаются на федеральном, региональном и местном уровнях соответствующими исполнительными организациями публичной власти и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Такая программа содержит технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов, объёмы и источники финансирования, наименование заказчика. На основе федеральной инвестиционной программы осуществляется планирование и финансирование бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. Инвестиционный фонд РФ – это часть средств федерального бюджета, предназначенная для реализации инвестиционных проектов, финансируемых на принципах государственно-частного партнерства. Разработка, утверждение и реализация ведомственных целевых программ может осуществляться на всех уровнях публично-правовых образований страны в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти.

Ещё одной разновидностью директивных государственных финансовых планов является система бюджетов внебюджетных фондов. В России она включает в себя бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонд социального страхования РФ, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Система государственных внебюджетных фондов призвана обеспечивать реализацию конституционных прав граждан на пенсионную и социальную защиту, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Бюджеты внебюджетных фондов формируются по доходам и расходам органами их управления и утверждаются соответствующими органами законодательной власти одновременно с принятием закона о федеральном (по территориальным фондам – о региональном) бюджете. Бюджеты внебюджетных фондов планируются по следующим доходным статьям: целевые страховые взносы во внебюджетные фонды и страховые взносы, бюджетные средства, доходы от размещения временно свободных средств, прочие источники. Направления расходования средств бюджетов внебюджетных фондов имеют строго целевое назначение в рамках, определенных законодательством и названием конкретного фонда.

Показатели, запланированные в бюджетах этих фондов, отражают основные параметры финансового обеспечения и реализации государственной социальной политики в области социальной защиты населения.

Сводный финансовый баланс РФ представляет собой документ, в котором отражаются плановые параметры объема и направлений использования финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Этот баланс составляется в целях оценки финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития страны и проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период (2 года), а также для оценки влияния финансовой политики на социально-экономическое развитие общества.

Среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования) разрабатывается ежегодно по установленной форме. Он содержит следующие основные параметры: прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ (муниципального района); объемы бюджетных ассигнований в соответствие с классификацией расходов бюджетов; распределение в очередном году и плановом периоде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий; нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты; дефицит (профицит) бюджета; верхний предел государственного внешнего долга субъекта РФ; объем доходов, расходов и дефицита (профицита) территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Относительно самостоятельное значение в системе публичных финансовых планов имеет баланс денежных доходов и расходов населения, отражающий движение финансовых ресурсов домашних хозяйств (движение денежных средств в наличной и безналичной формах). Он важен для планирования на уровне экономики страны денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений и кредитных ресурсов. В отличие от бюджетов, баланс доходов и расходов населения не носит директивного характера и является расчетно-аналитическим документом.

Частнохозяйственные финансовые планы имеют своей целью обоснование индивидуального кругооборота денежных средств конкретного хозяйствующего субъекта – организации или домашнего хозяйства (индивидуального предпринимателя). В них планируются доходы и другие поступления финансовых ресурсов, расходы и финансовые результаты деятельности субъекта. Финансовые планы организаций определяются характером деятельности и финансирования последних (коммерческая или некоммерческая деятельность, бюджетные или небюджетные способы финансирования), а также организационно-правовой формой и учредительскими документами. Порядок составления и методика исчисления показателей финансовых планов коммерческих организаций и небюджетных некоммерческих организаций устанавливаются приказами и распоряжениями руководства этих хозяйствующих субъектов, а финансовых планов бюджетных организаций (учреждений) – нормами Бюджетного кодекса РФ и других правовых актов.

Финансовые планы коммерческой организации разрабатываются на основе бизнес-плана и других плановых (прогнозных) параметров общехозяйственного и общеэкономического характера, отражающих виды деятельности и направления развития организации, включая инвестиционное, на предстоящий год и более длительный период. При формировании финансовых планов учитывается цель коммерческой деятельности – получение прибыли, на основе оптимизации структуры капитала (финансовых ресурсов), обеспечения финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности организации, эффективных механизмов привлечения финансовых ресурсов и их использования.

Коммерческая организация составляет годовой баланс доходов и расходов с поквартальной разбивкой. В нем планируются показатели, характеризующие объем и состав финансовых ресурсов организации, а также направления их использования. Баланс обычно включает в себя три раздела: доходы и поступления, расходы и вложения, налоговые и другие обязательные платежи в бюджетную систему. С целью детализации, обеспечения сбалансированности финансового плана и проверки правильности составления баланса доходов и расходов коммерческие организации могут составлять шахматную проверочную таблицу, в которой по строкам конкретизируются виды и суммы финансовых ресурсов, а по графам – направления использования финансовых ресурсов. Такая таблица позволяет провести взаимоувязку конкретных видов доходов и расходов, более детально сбалансировать входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов.

Сводный бюджет коммерческой организации представляет собой более развитую форму финансового планирования. Кроме этой функции (планирования), бюджетирование выполняет также функции управленческого учета, оптимизации, координации и контроля финансовых потоков, то есть оно призвано выполнять весь спектр функций финансового управления. Сводным этот бюджет называется потому, что он представляет собой иерархическую систему частных бюджетов, конкретизирующих показатели сводного бюджета. Его составление и исполнение позволяет создать условия для финансового обеспечения и тактической реализации финансовой стратегии организации, установить надлежащий текущий и оперативный контроль поступления и расходования денежных средств, своевременно вносить необходимые корректировки в заданные плановые параметры с учетом меняющейся рыночной и внешней среды. Сводный бюджет и входящие в его состав частные бюджеты составляются сроком на год, квартал и месяц.

В сводном бюджете консолидируются бюджеты центров финансовой ответственности, центров доходов и расходов, т.е. структурных подразделений организации. Сводный бюджет составляется в форме бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и налогового бюджета (см. рис. 5.4). В доходной части сводного бюджета планируются выручка от реализации, доходы от внереализационной деятельности, остатки денежных средств на банковских счетах и заемные средства, а в расходной части – налоги и другие обязательные платежи в бюджетную систему, оплата труда, закупки сырья, материалов и электроэнергии, выплаты по кредитам и займам с учетом процентов, прочие расходы.

Рис. 7.4. Модель формирования Сводного годового бюджета организации

В бюджете движения денежных средств отражаются все плановые операции по счетам организации и её структурных подразделений, на которых учитывается движение безналичных и наличных средств (по расчетным, текущим счетам), а также остатки средств на этих счетах. Поскольку налогоплательщиком чаще всего выступает организация в целом, а не её структурные подразделения, налоговый бюджет включается в состав сводного бюджета в качестве его относительно самостоятельного элемента. Целью налогового бюджетирования является управление (планирование, координация и контроль) налоговыми потоками организации: входящими – в виде экономии на налоговых платежах, получаемой организацией в результате их минимизации и оптимизации (налоговых доходов); исходящими – в виде всех налоговых платежей, подлежащих уплате организацией в бюджетную систему (налоговых расходов).

Бюджет каждого структурного подразделения включает в себя совокупность частных бюджетов, конкретизирующих его основные параметры по центрам доходов и расходов: бюджет оплаты труда, бюджеты материальных затрат и затрат на электроэнергию, бюджет капитальных вложений, бюджет амортизации, бюджет прочих расходов, бюджет погашения кредитов и др. Это позволяет охватить бюджетированием все денежные (финансовые) потоки организации в целом и в разрезе её центров финансовой ответственности, центров доходов и расходов. Такая детализация денежных потоков организации во взаимоувязке с её материальными потоками позволяет оптимизировать и сбалансировать входящие и исходящие финансовые потоки уже на стадии их планирования, эффективно управлять финансами в процессе исполнения бюджетов, имея широкие возможности оперативно контролировать и вносить при необходимости соответствующие изменения в бюджетные параметры по факту.

При бюджетировании расширяются возможности планирования финансовых вложений и источников инвестирования в расширение производства, модернизацию и техническое перевооружение. Процесс бюджетирования можно отнести к сквозному стратегическому типу финансового планирования коммерческих организацией. Его применение повышает инвестиционную привлекательность организации, поскольку бюджетирование обеспечивает прозрачность финансовых потоков для внешних пользователей – инвесторов и банков, что создает условия для снижения риска инвестирования в такую компанию и предоставления ей долгосрочных кредитов.

Финансовые планы некоммерческих организаций (бюджетных учреждений, иных некоммерческих организаций) составляются с целью определения объема финансовых ресурсов и направлений их использования в рамках осуществления этими организациями уставной деятельности по представлению социально-культурных, научных, образовательных и иных услуг на некоммерческой основе.

Бюджетным организациям (учреждениям) вменяется в обязанность составлять бюджетные сметы в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. Бюджетная смета представляет собой документ, в котором устанавливаются в соответствии с классификацией расходов бюджета лимиты бюджетных обязательств бюджетной организации. Смета включает в себя расходы бюджетного учреждения, связанные с выполнением своих функций в соответствии с его уставом (расходы на оплату труда работников, на оплату поставок товаров, работ, услуг, на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды), с выделением расходов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований и из небюджетных источников.

Бюджетная смета составляется учреждением на основе показателей, доведенных до него главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств (органом публичной власти, органом управления внебюджетным фондом, бюджетным учреждением, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств среди подведомственных бюджетных учреждений). Для составления проекта сметы бюджетные учреждения используют установленные законодательными и нормативными правовыми актами тарифы и цены, нормы и нормативы расходов, хозяйственные договора и данные о расходах за прошлый год. Показатели проекта годовой сметы разбиваются по кварталам. После принятия закона (решения) о бюджете на очередной год происходит уточнение бюджетными учреждениями проектов своих смет с учетом показателей принятого бюджета. Затем уточненные проекты смет утверждаются главными распорядителями (распорядителями) или руководителями бюджетных учреждений, имеющих на это право в качестве директивных финансовых планов бюджетных организаций.

Иные (кроме бюджетных) некоммерческие организации вправе выбирать виды финансовых планов: баланс доходов и расходов или смету доходов и расходов. Избранная форма планирования должна быть установлена в учредительских документах организации. Чаще всего финансовые планы в форме сметы доходов и расходов используют общественные и религиозные организации и различные общественные фонды. Финансовые планы таких некоммерческих организаций регламентируются, разрабатываются и утверждаются самими организациями, и в этом их финансовое планирование сближается с планированием коммерческих организаций, хотя цели у них различные.

Финансовое прогнозирование и планирование предполагает использование следующих специальных методов: математического моделирования, эконометрического прогнозирования, экспортных оценок, трендового, сценарного и стохастического методов1.

Метод математического моделирования основан на учете множества факторов и выборе из нескольких вариантов проекта прогноза (плана) наиболее оптимального с позиций соответствия концепции и стратегии социально-экономической и финансовой политики.

Метод эконометрического прогнозирования предполагает расчет показателей на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных (факторов влияния на показатели прогноза или плана) и построение эконометрических моделей финансового прогноза (плана). При этом используется математический аппарат регрессионного анализа, что позволяет дать оценку усредненных взаимосвязей и пропорций в экономике страны, её территорий и отдельных предприятий. Эконометрические модели позволяют с определенной степенью вероятности описать динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые параметры.

Метод экспертных оценок обычно применятся для проверки правильности и надёжности результатов, полученных на основе экономико-математических методов финансового планирования. Метод экспертных оценок предусматривает обобщение и обработку оценок экспертов по определенным вопросам. Точность прогнозов (планов) зависит от профессионализма экспертов, и несмотря на относительную простоту метода, экспертные оценки носят субъективный характер.

Метод построения трендов строится на зависимости групп доходов и расходов от фактора времени, исходя из трендов (тенденций) их постоянных темпов или постоянных абсолютных изменений, но при этом не учитываются многие другие факторы, что является недостатком данного метода прогнозирования (планирования).

Сценарный метод основан на субъективных предпочтениях должностных лиц, менеджеров, инвесторов и собственников. Несмотря ни на что, этот метод бывает весьма полезен для оценки последствий разработки государственных программ и крупных корпоративных (частнохозяйственных) проектов.

Стохастические методы связаны с вероятностной оценкой прогнозных (плановых) параметров и взаимосвязи между финансовыми показателями и исходными эмпирическими данными, используемыми при прогнозировании.

Все рассмотренные методы финансового прогнозирования и планирования находят свое применение в финансовой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также крупных предприятий и корпораций, в зависимости от видов финансовых планов и прогнозов, масштабов, конкретных целей и задач финансового прогнозирования (планирования).

Чаще всего финансовое прогнозирование выделяют в самостоятельный вид управленческой деятельности, предшествующий финансовому планированию. Однако это справедливо лишь отчасти и в отношении управления публичными финансами, что обусловлено директивностью финансового планирования. В отличие от финансовых планов, финансовые прогнозы органов государственной власти и местного самоуправления не принимают силу закона; они обеспечивают стратегические цели социально-экономической политики и носят аналитический, информационно-оценочный характер. На уровне предприятий (организаций), где финансовое планирование по сути не может быть директивным, финансовые планы и финансовые прогнозы разграничить практически очень сложно. Таким образом, финансовое прогнозирование – это, скорее всего, форма финансового планирования, имеющая относительно самостоятельное значение.

Основными отличительными особенностями финансового прогнозирования являются ориентация на среднесрочную и долгосрочную перспективу, оценочный и рекомендательный характер прогнозируемых финансовых параметров. Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры финансовых ресурсов и направлений их использования. Параметры финансовых прогнозов характеризуют перспективные состояние финансов и потребности в финансовых ресурсах. Результаты финансового прогнозирования обычно используются для разработки финансовых планов, хотя финансовые прогнозы могут играть и самостоятельную роль в разработке и реализации концепции и стратегии финансовой политики.

Целью финансового прогнозирования является разработка экономически обоснованных оценочных параметров развития финансов, обеспечения финансовыми ресурсами и финансирования прогнозов социально-экономического развития страны, её территорий и хозяйствующих субъектов на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также обоснование показателей финансовых планов. Основными задачами финансового прогнозирования выступают: обеспечение перспективной взаимоувязки денежно-стоимостных и материально-имущественных пропорций; прогнозирование источников, объема и структуры финансовых ресурсов, которыми смогут располагать органы власти и субъекты хозяйствования; обоснование приоритетов, направлений и путей использования финансовых ресурсов органами власти и менеджментом организаций; определение результата и оценка финансовых последствий принимаемых решений в рамках параметров финансового прогноза.

В процессе финансового прогнозирования составляются финансовые прогнозы, которые также можно назвать перспективными финансовыми планами. Прогнозы могут быть среднесрочными, составляемыми на срок 3 до 5 лет, и долгосрочными – на более длительный прогнозируемый период.

Финансовыми прогнозами (перспективными финансовыми планами) органов публичной власти в России являются в настоящее время сводный финансовый баланс РФ и среднесрочные финансовые планы субъектов (муниципальных образований). В процессе разработки перспективного финансового плана даются прогнозные оценки публичных доходов и расходов, выявляются необходимость и возможность реализации намеченных приоритетов и мер финансовой политики, определяются финансовые последствия намечаемых и реализуемых программ, реформ и тенденций социально-экономического развития, а также вносятся соответствующие коррективы для устранения влияния негативных факторов. Учитывая, что в современной России произошел переход на среднесрочные (трёхгодичные) бюджеты, перспективные финансовые планы, наряду с прогнозами социально-экономического развития соответствующих публично-правовых образований, становятся основными прогнозными документами, используемыми для обоснования и взаимоувязки не только годовых, но и среднесрочных бюджетов. При составлении и бюджета, и перспективного финансового плана используется метод скользящего планирования, предполагающий последовательное (по годам) включение прогнозных параметров бюджета по укрупненным показателям бюджетной классификации и результатов реализации принятой финансовой и социально-экономической стратегии, а также ежегодное передвижение на один год вперед прогнозируемого периода после наступления очередного финансового года с учетом внесения необходимых корректировок в прогнозные показатели. То есть, перспективный финансовый план является непрерывным (скользящим) во времени и обеспечивает преемственность бюджетной и финансовой политики.

На федеральном уровне составляется сводный финансовый баланс Российской Федерации по стране в целом и по секторам экономики. В его разделе о доходах отражаются прогнозные значения: прибыли, амортизации, налоговых доходов, страховых взносов, неналоговых доходов и поступлений, безвозмездных перечисления, средства государственных внебюджетных фондов. В разделе расходов дается прогнозная оценка следующих укрупненных статей: средства, остающиеся в распоряжении организаций; затраты на государственные инвестиции, фундаментальные исследования и содействие НТП; расходы на социально-культурные мероприятия; расходы на национальную оборону и на проведение военных реформ; расходы на правоохранительную деятельность, обеспечение государственной безопасности и на судебную власть; расходы на содержание органов государственной власти и местного самоуправления; расходы по международной деятельности, на обслуживание государственного и муниципального долга; финансовая помощь (трансферты) бюджетам других уровней; бюджетные фонды; прочие расходы. Разница между доходами или расходами дает прогнозную величину дефицита или профицита.

Финансовые прогнозы организаций отличаются от финансовых планов лишь более длительными сроками планирования (по форме они аналогичны). Решения о целесообразности составления финансовых прогнозов принимается руководством организации самостоятельно (за исключением бюджетных организаций, которым согласно бюджетному законодательству, не вменяется в обязанность составления иных, кроме сметы доходов и расходов, плановых документов). Дополнительно к традиционным финансовым планам коммерческие организации могут разрабатывать прогнозы (планы) активов и пассивов, прибыли и убытков окупаемости инвестиций и др. Однако, далеко не каждая организация может позволить себе финансовое прогнозирование в силу его дороговизны и трудоемкости.

Финансовое планирование (прогнозирование) представляет собой трёхэтапный процесс, включающий в себя: анализ выполнения финансового плана (прогноза); определение плановых (прогнозных) показателей; формирование финансового плана (прогноза).

На этапе анализа выполнения финансового плана (прогноза) определяется степень исполнения запланированных параметров за истекший период по сравнению с фактически полученными результатами, выявляются резервы роста доходов и привлечения других финансовых ресурсов, определяются направления и пути повышения эффективности их использования, а также осуществляется мониторинг ожидаемого исполнения плана (прогноза). При этом используются следующие аналитические методы: горизонтально-вертикальный анализ (сравниваются абсолютные плановые и отчетные, текущие и прошлые показатели, а также их соответствующие структурные доли, определяется влияние изменений показателей на общие результаты); трендовый анализ (выявляются тенденции изменения финансовых показателей путем сравнения плановых и отчетных показателей за ряд лет); факторный анализ (выявляется влияние различных факторов на финансовые показатели).

Второй этап финансового планирования (прогнозирования) связан с расчетом конкретных значений плановых показателей, характеризующих процессы формирования и использования финансовых ресурсов (доходов). Планирование и прогнозирование предполагает разработку нескольких вариантов системы финансовых показателей с учетом их взаимоувязки с другими планами и прогнозами. Для расчета финансовых показателей могут использоваться следующие методы:

1) метод «от достигнутого» (или экстраполяции), который основан на корректировки показателей базового периода с учетом устойчивых тенденций их изменения; он прост в применении и не трудоемок, но влечет за собой перенос недостатков прошлого на будущее, не ориентирует на выявление резервов;

2) нормативный метод, предполагающий расчет показателей на основе установленных норм и нормативов, предельных значений и лимитов, минимальных социальных стандартов, цен и тарифов, ставок и т.п.; он способствует соблюдению режима экономии, стандартизации хозяйственно-финансовых операций и социальной защиты населения, а также внедрению экономико-математических методов в финансовое планирование (прогнозирование); нормативный способ ограничен в применении, так как требует разработки научно-обоснованных норм, нормативов и стандартов;

3) индексный метод, который связан с использованием системы индексов, например, индексов физических объемов, индексов-дефляторов, социальных индексов и т.д.; он применяется для расчетов отдельных финансовых показателей, для которых целесообразно использовать индексы;

4) программно-целевой метод, позволяющий оценить и выбрать оптимальный вариант различных программ развития видов деятельности, сфер, отраслей, территорий и других целевых программ; основным достоинством этого метода является ориентация на конкретный результат и адресность, но он достаточно трудоёмок.

Наконец, на третьем этапе финансового планирования и прогнозирования непосредственно составляется финансовый план (прогноз) по доходам и расходам и другим показателям, после чего он утверждается уполномоченными лицами. При составлении планов (прогнозов) чаще всего используется балансовый метод, основанный на увязке финансовых ресурсов (доходов) с финансовыми потребностями органов власти и субъектов хозяйствования. Именно на этом этапе осуществляется оптимизация (выбор наиболее предпочтительного варианта) показателей и финансового плана (прогноза) в целом как документа, подлежащего исполнению и мониторингу. Критерии оптимизации зависят от характера деятельности субъектов финансового планирования (прогнозирования), вида финансового плана (прогноза), его цели и задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: