Что заставляло его продолжать? Две вещи: его бойцовский дух и его предвидение, что гонки могут стать чем-то бйльшим, чем-то лучшим, — его вера, что потенциальная аудитория этого вида спорта огромна. Это убеждение возникло из собственного понимания Смитом человеческой натуры. Привлекательность гонок, считал он, живет глубоко в каждой душе — по крайней мере, душе мужчины. «Я думаю, это наследственное. Когда вы были всего лишь ребенком и имели свой первый трехколесный велосипед, вы устраивали гонки со своим приятелем. Вы могли посадить на полу пару малышей, которые даже ходить еще не умели — малышей еще в пеленках, и довольно скоро они начинали гоняться друг за другом. Это просто черта, присущая большинству людей». Он чувствовал уверенность, что, если этот спорт агрессивно рекламировать и повысить уровень мест проведения соревнований — оборудовать их множеством удобств для болельщиков, его популярность взмоет до небес.
Проблема 1: сбор денег продажей «акций» из багажника
Сначала, однако, ему нужно было собрать 2 миллиона долл., сумму, которая, по расчетам его и Кёртиса Тернера, требовалась для строительства автодрома. Сначала ни один банк им ничего даже похожего по величине не давал. Смит и Тернер не имели достаточного имущественного залога. «В то время, — объясняет Смит, — автодромы не были любимым предметом для банкиров или кредитных учреждений». Банкиры, как правило, принадлежали к тому самому классу людей, который относился к гонкам с презрением. Так что Смит и Тернер собирали деньги тем, что Смит называет «некоторыми законными, но странными методами».
Смит отправился в путь, продавая акции автодрома из багажника своего автомобиля любому, кто желал их купить, по 1 долл. за штуку. То, что он продавал, было не совсем акциями, объясняет он, потому что он не зарегистрировался в Комиссии по делам ценных бумаг и бирж. Это было «предрегистрацион-
ной подпиской». «Я не знаю, делают ли сегодня такие вещи или нет. Вы получаете простой лист бумаги, в котором говорилось, что вы как потенциальный акционер выписали чек на имя банка, выступающего в роли агента-попечителя. Ваши деньги идут непосредственно в банк». Если организатор подписки «достигает результата» — иными словами, набирает необходимую сумму и открывает бизнес, «тогда вы становитесь акционером». На вопрос, сколько денег он собрал таким образом, Смит отвечает, не колеблясь ни мгновения, как если бы эта цифра все еще плясала прямо перед его глазами: «406.000 долл.».
Некоторые из его первоначальных инвесторов все еще сохраняют свои акции. «Кое-кто из тех людей думает, что я сорвал луну с неба, — говорит он, — потому что они в конечном счете сделали много денег. Некоторые из них на инвестицию в 2 долл. получили 750 долл. Так что можете себе представить, сегодня они в числе моих самых лучших и дорогих друзей». Когда он говорит это, в его глазах вспыхивает своего рода плутовское удовольствие.
Он и Тернер все еще не имели достаточно денег, поэтому Смит снова отправился продавать подписки. «Я испытывал отвращение, — говорит он. — Я взял телефонный справочник и подумал: я просто обзвоню всех в телефонной книге. Начал с «А». Итак, на каждый день я наметил делать по 100 телефонных звонков. В конечном счете, я прошел эту телефонную книгу до конца. Я продавал, продавал, продавал». И он набрал еще какое-то количество подписчиков. «Затем мне пришла в голову другая идея, но она была немного за гранью». За гранью?Больше за гранью, чем продажа акций из багажника вашего автомобиля? «У меня не было денег, чтобы заплатить за рекламу, поэтому я пошел на одну из радиостанций и заключил с ними соглашение, по которому я мог прокрутить рекламу в обмен на предоставление им подписки Я очень гордился тем, что продал им акции, потому что это была очень важная фирма Это была станция Си-би-эс. Я написал текст рекламы, встал и со второй попытки закончил звукозапись. Всего-то и делов. В своей следующей жизни, вероятно, я буду заниматься рекламой. Я привлек такое внимание людей, что они буквально выстроились в банке в очередь. Эта очередь даже вылезла на улицу. Я был приятно удивлен». Где он учился продавать? «Да нигде. Само пришло. Как говорится, нужда заставила. Все, что у меня было, — страстное желание. Я был полон решимости построить этот автодром».
Проблема 2: строительство автодрома — на сплошных камнях
В конце 1959 года к северо-востоку от Шарлотта началось строительство на земле, которую Хампи Уилер описал как «худший кусок земли, который он мог найти. Брутон не мог позволить себе ничего получше». Особенно неудобной землю делало не камни, лежащие под слоем почвы, а их размеры. Слова краеугольный камень приобретали здесь новое значение. «Я видел, что это было, в начале 60-х, когда стройка еще продолжалась, — говорит Уилер. — Это было по-настоящему грандиозное предприятие. Кругом сновали грузовики. И гремели взрывы. Это были сплошные землеройные работы. С этим у них были огромные проблемы на начальном периоде». Строители наваливали горы вынутых камней туда, где позже будет внутреннее поле. В результате выросла целая мини-гора.
Росла не только гора, но и строительные затраты. Смит понял, что денег по-прежнему ужасно не хватает. Поэтому он решил исследовать возможность регистрации в Комиссии по делам ценных бумаг и бирж. «У меня было несколько молодых юристов, — говорит он. — Они одевались хорошо. Они говорили хорошо. Но они сослужили мне плохую службу. Я получил плохие инвестиционные советы. Я получил плохие юридические советы. Не думаю, что они могли бы быть еще хуже. Дорога... оказалась довольно ухабистой». Дело в том, что юрист, занимавшийся регистрацией, никогда прежде этого не делал. По словам Смита, «в этой части страны Комиссией по делам ценных бумаг и бирж регистрировалось не так-то много материала. У нас ушло так примерно месяцев шесть, чтобы выправить все бумаги». Когда регистрация наконец-то была завершена, Смит смог собрать еще 600 000 долл.
Но все же и этого было недостаточно. Это, однако, его не волновало, потому что в запасе было еще одно секретное оружие. «У меня был богатый шурин, достаточно умный, чтобы в самом начале видеть, что где-то по ходу дела мне, вероятно, отчаянно потребуется его помощь Поэтому он сказал мне* «Я приду по первому зову» Этот человек более чем ясно дал понять- если Брутона когда-либо по-настоящему прижмет, он вызволит его. И вот такой день настал. «Когда мы закончили автодром приблизительно на 65 процентов, он внезапно умер от удара. Для меня это было катастрофой. Он был мне как старший брат, как второй отец. И потерять его в то время... — Голос Смита затихает, и глаза его приобретают отстраненное выражение. — Он был моим козырным тузом».
Начиная с марта 1960 года на него, как на Иова, стали сыпаться беды, одна за другой. «Три среды подряд шел снег. У меня были ребята с бульдозерами. Мы сгребали снег; он таял, и мы получали грязь. Тогда мы убирали всю эту грязь. А после этого снова шел снег. У нас был очень напряженный график строительства, работа велась в две смены, 20 часов в день. Погода отбросила нас на три недели назад».
План Смита состоял в том, чтобы организовать большое открытие трека в уик-энд Дня поминовения, но погода вынудила его отложить это до 19 июня. К тому времени погода снова изменилась, но не в лучшую сторону.
«Стояла жара, — говорит он. — Где-то градуса 104». Асфальт трека позеленел от жары, верный признак того, что он не застыл должным образом. «Вы буквально могли пойти туда и проткнуть его пальцем, как если бы это был пирог. Вы могли встать на обочине, и ваши каблуки утонули бы в нем». Что произойдет, спрашивал он себя, когда автомобили начнут гонку? «Я знал, что они разорвут трек, поэтому я позвонил в Институт Асфальта, чтобы выяснить, нельзя ли что-нибудь сделать. Они не смогли ничего предложить». Гонка началась. Трек начал разрушаться настолько, что одному из автомобилей куском летящего асфальта пробило бензобак. Да и болельщики не могли видеть эту драму: гора камней, оставшихся от строительства, все еще лежала на внутреннем поле, не позволяя зрителям на одной стороне трека видеть то, что происходило на другой.
Несмотря на все это — камни, жару, летящий асфальт — Смит не сдался, и первая гонка автодрома состоялась. Последние часы перед ней были особенно тяжелы для Смита, и он не спал в течение целых двух дней. «Когда началась гонка, я продержался до середины. Затем, прямо сидя на стуле в контрольной башне, я уснул». Посещаемость — 78.000 зрителей — неплохая, но это было меньше, чем могло бы быть, если бы не вмешалась погода.
Недобор зрителей означал, что Смит не сможет оплатить счета.
К тому времени, когда я провел ту первую гонку, у меня накопились неоплаченные кредиторы; нужно было еще 600.000 долл. Я обегал весь Нью-Йорк, побывал в Бостоне, Майами, Филадельфии. Назовите любое место — я был там. Чикаго. Я побывал всюду, охотясь на инвесторов. Я пытался организовать что-то вроде закладной. Они задавали вежливые вопросы, типа: «У вас есть справка о пятилетней деятельности?» В то время этот вопрос оскорблял меня, но теперь я понимаю: никто в здравом уме никогда не предоставит ссуду без пятилетней справки. Оказалось, что мы не можем занять никаких денег — нигде и никаким образом. У нас были активы, но не было истории успешной деятельности.
Как человека, пережившего летающий асфальт, Смита нелегко поставить на колени. «Как-то вечером я пришел домой и сказал себе: я останусь здесь до тех пор, пока не смогу придумать какой-то выход из этого». Родилась идея «заклада участия». «Следующим утром я пошел к хорошему юристу и сказал: «Я хочу оформить заклад недвижимости, в котором смогут участвовать люди — они смогут приобретать часть заложенной недвижимости». Он сказал: «Это невозможно». Я сказал: «Ну, надо найти какой-то способ. Придумайте, как это можно сделать, и я буду продавать эту закладную по частям». И он составил подходящий документ. Как-то вечером я собрал людей на обед у себя в доме — человек так 40. Попросил прийти моего банкира. Он был всегда не прочь насладиться хорошим бифштексом и потому пришел. В тот вечер я собрал примерно 150.000 долл. Мы передали чеки в банк». Обед прошел так хорошо, что он устроил еще несколько, набрав, в конечном счете, 450.000 долл.
Но ему все равно не хватало денег оплатить все счета, потому что он задолжал кредиторам более 500.000 долл. «Это было все равно как висеть на краю пропасти на кончиках ногтей». В конце концов бульдозерный подрядчик Флоу устал ждать и подал на автодром в суд по делам банкротств. Как Смит позже описывал этот кризис газете «Шарлотт обсервер», «мы не оспаривали, что задолжали м-ру Флоу 90.000 долл. Просто у нас была небольшая проблема — мы не имели денег».1
Борьба с банкротством
Смит забеспокоился, но его друзья-юристы в Нью-Йорке заверили, что ему не о чем волноваться — он все еще имел немало активов, и для него было бы «естественным» делом подать заявление о реорганизации корпорации. «Что это такое? —- спросил их Смит. — Я никогда о таком не слышал. Когда я возвратился в Шарлотт и поговорил со своими адвокатами, оказалось, что они также об этом ничего не слышали. В 1961 году в наших краях еще не было ни одного случая подачи заявления на реорганизацию. Ну, не удивительно ли? Ни разу не было корпоративной реорганизации, Главы 11. Никто об этом ничего не знал. Я сказал: «У вас есть эти чертовы книжки — вот идите и загляните в них и посмотрите, не сможете ли вы разобраться, что делать». Через несколько дней они возвратились и сказали: «Вам нужно подать прошение, чтобы суд позволил сделать это». И я сказал: «Это звучит правильно; я думаю, что теперь вы добрались до сути». Так мы и поступили».
Или почти так. Возник небольшой нюанс.
Господь им судья, но вместо подачи заявления на проведение реорганизации корпорации — Глава 11 — они сделала ошибку. Они зарегистрировались по Главе 10. Глава 10 передает контроль попечителю. Это значительно увеличивает ваши расходы: теперь вам приходится платить еще и попечителю. А попечитель нанимает новых юристов, так что приходится платить еще и им.
Попечитель, обнаружив не только долгов на 500.000 долл., но и свидетельства финансовых несоответствий, уволил Смита, который, однако, продолжал болтаться на территории, стараясь помочь удержать трек на плаву. Под угрозой находились и 40.000 его собственных акций. Когда Смит рассказывает эту часть истории, он говорит, что он и попечитель «стали друзьями. Я работал на него несколько месяцев, неофициально, потому что я знал, что делать для спасения корпорации. Так вместе мы с ним и вальсировали».
В 1964 году музыка резко оборвалась, когда автодром освободили от судебной защиты — первый такой случай в истории бизнеса Северной Каролины. На встрече акционеров в 1965 го-
ду Смит попытался занять место в совете директоров, но ему отказали другие акционеры, которые, согласно «Обзерверу», освистали его.2 Ему было 38 лет, и он остался без работы. На языке любовного романа он и автодром теперь официально разошлись.
«Это было больно. Очень больно», — вот все, что он говорит сегодня о том моменте, качая головой из стороны в сторону. Боль пронзила не только его сердце, но и кошелек. Как необеспеченного кредитора его оштрафовали на 100.000 долл. Перед друзьями и партнерами в то время он старался поддерживать бодрый вид. Вот что говорит об этом Уилер: «Я уверен, что это должно было иссушить его душу, но вы никогда не могли видеть этого. Он вырос во время Депрессии, а люди его поколения привыкли скрывать плохие новости. О Брутоне нет никаких плохих новостей». Лэрри Уолтере, бывший менеджером обслуживания автодрома в то время, когда Смит попал под топор, описывает его как человека, всегда способного выдерживать классный стиль поведения, независимо от обстоятельств: «Он такой парень, который, даже будучи голодным и имея лишь 25 центов, чтобы купить хот-дог, истратит их на чистку обуви».
Что касается горечи, которую он, конечно же, ощущал, Смит говорит: «Я поговорил приватно сам с собой. Я сказал: «Это когда-нибудь кончится. На этом не заработаешь. Я должен пережить это». Из этого темного периода его вывел «просто импульс, находящийся во мне». Он не религиозен, он просто от природы твердо стоит на ногах, практичен, обладает пониманием, что разумно, а что — нет, с позиций умственного здоровья. Он приписывает свою способность справляться с трудностями просто «знанию, что правильно, а что — неправильно».
Новое начало: продажа автомобилей вместо участия в гонках
Положительной стороной его отстранения от автодрома стало то, что теперь он мог обратить всю энергию на другую свою амбицию: делать деньги на автомобильном бизнесе. В 1966 году он поступил продавцом в «Билл Бек Форд» в Шарлотте. Всего
лишь через три месяца стал менеджером. В следующем году уехал из Шарлотта, чтобы управлять автосалоном «Форд» в Колорадо. А в 1969 году он смог купить свой первый фордовский автосалон в Рокфорде, шт. Иллинойс.
В течение следующего десятилетия Смит наслаждался не таким уж незначительным утешением своего превращения в богатого человека, приобретя 10 автосалонов и две страховые компании в Техасе, Аризоне и Иллинойсе. В 1975 году он сказал одному репортеру, что его собственный капитал 8 миллионов долл., и у него свой собственный реактивный самолет.3 Все это время, однако, автодром не покидал мыслей Смита. Он надеялся, что когда-нибудь отыграет его. В 1971 году он начал агрессивно скупать акции автодрома по мере того, как их блоки иногда появлялись на рынке.
Зачем он это делал? Какие силы питали преданность, превышающую длительность, большинства браков?
Ответ, говорит Смит, был троякий. Во-первых, автодром был для него незаконченным делом. «Это было все равно как если бы я родил, а потом ребенка у меня забрали». Во-вторых, он все еще верил в предвидение, изначально вдохновившее его на строительство автодрома: потенциал этого вида спорта был огромен, его привлекательность универсальна. И, последнее (по порядку, но не по значению), фирма «Ар-Джей-Рейнолдс» влезла в автогонки своими обеими пропахшими табаком ногами.
«Рейнолдс» — подобно другим большим сигаретным компаниям — имела кучу рекламных долларов, прожигающих дыру в ее кармане с тех пор, как федеральное правительство запретило рекламу сигарет по телевидению. В 1970 году компания решила исследовать маркетинговые возможности позиционирования своей торговой марки «Уинстон» в качестве спонсора главных гонок NASCAR, которые были скоро переименованы в «Кубок Уинстона» (Winston Cup).
Когда это произошло, глаза Смита загорелись. Как он позже объяснял, «эта большая старая жирная компания, делающая миллиард долларов в год, собиралась войти» и заботиться о рекламных проблемах владельцев треков. Впредь владельцам не нужно было тратить ни копейки на рекламу гонок на «Кубок Уинстона». Я подумал, что это должно быть замечательным бизнесом».4 Так оно скоро и стало. Сегодня, сидя в своем офисе, Смит делает рукой жест, объясняя, почему после 1971 года его страсть к гонкам расцвела новым цветом. «До той поры, — говорит он, располагая указательный и большой пальцы настолько близко друг к другу, что виден лишь узенький просвет, — там был лишь крошечный рост. Но «Рейнолдс» привнесла в этот спорт маркетинг». С тех пор автомобильные гонки на серийных автомобилях стали более корпоративными и более отражающими массовую культуру. Теперь команды поддерживают «Макдо-надцс», «Дюпон», «Хоум депо», «Проктер энд гэмбл» и куча других известных потребительских компаний. Автогонки на серийных автомобилях стали самым быстрорастущим из всех видов профессиональных спортивных состязаний.
Восстановление контроля над автодромом
Однако не все в начале 70-х годов предвидели будущее с такой же ясностью, как Смит, и ему было нетрудно скупать все новые акции автодрома. «За несколько месяцев я приобрел несколько сот тысяч акций. Затем мне позвонил один из директоров. До меня дошли слухи, что у них там произошла ссора. Он был сердит. Он хотел продать свои акции и узнать, не куплю ли я их. «Да, сэр, конечно». А не куплю ли я также акции его друзей? Я ответил «Да». Я еще не имел математического контроля, но уже был очень близок к нему». Еще через несколько недель Смит заимел свое большинство.
Он прыгнул в самолет (свой собственный) и полетел в Шарлотт с портфелем, полным сертификатами акций, и попросил встречи с трансферным агентом автодрома. «Агентом в то время был секретарь—казначей компании». Смит вручил ему портфель. «Я видел, как кровь отхлынула от его лица. Он понял, что все кончено. Я не особенно любил его. Я, вероятно, также ему не нравился».
Был 1974 год. Смит работал и ждал этого самого момента 13 лет. Каково это было, воссоединиться со своим автодромом? «Это было очень приятное чувство. Некоторые из этих людей думали, что я никогда не вернусь. И внезапно... Он вернулся] Я продолжал покупать акции, и, в конце концов, у меня собралось 82 процента. После этого я решил сделать компанию частной. В конечном счете, я скупил все акции». Вот как описывает это Лэрри Уолтере: «Я люблю рассказывать, как Брутон уехал отсюда на «крайслере-300» со всеми своими пожитками на заднем сиденье. А обратно он прилетел на реактивном самолете — своем собственном — и купил все это место».
Понятное дело, отношения между новым владельцем и старой администрацией трека были напряженными. «Иногда, когда я входил в комнату, — говорит Смит, — воздух можно было резать ножом. Отношение было очень-очень холодное». Он решил эту проблему, увольняя людей. «Или вы за меня, или против меня. Я очень внимательно к этому относился». В конце концов, он оставил с прошлых времен только одного служащего — Уолтерса. Сам Уолтере не уверен, почему, и может только сказать, что «в то время здесь было много людей с плохим отношением», но он не был одним из них. «Я просто пытался зарабатывать на жизнь».
Увольнения стали не единственными неприятностями, последовавшими при возвращении Смита. Позднее Смит сам стал объектом иска, предъявленного небольшой группой акционеров, утверждавших, что он пытался выдавить их, предлагая несправедливо низкую цену. Только в 1985 году этот иск урегулировали, когда Смит согласился уплатить им по 150 процентов сверх своего первоначального предложения. Это была лишь одна из серии юридических и бюрократических разборок, преследовавших его, и за эти годы он приобрел свою долю критиков (включая сам «Форбс», который когда-то назвал финансовые сделки Смита «сомнительными»5). Однако за все время против него было вынесено только одно решение. Это было в 1962 года, когда Налоговое управление США оштрафовало его на 4.000 долл. за несвоевременную уплату налогов.
В 1976 году Смит нанял главным управляющим своего друга — бывшего пресс-секретаря «Файрстоун» Г. А. «Ворчуна» Уилера, подобно Смиту, начинавшему оператором грунтового трека. Они вдвоем начали переделывать гонки в соответствии со своим представлением, инвестировав в усовершенствования автодрома в конечном счете порядка 200 миллионов долл. При предыдущей администрации автодром работал «просто нормально», говорит Смит, зарабатывая, по его оценке, лишь 10—15 процентов от того, что мог приносить, если бы им управляли правильно. «Не было никакого расширения, ничего нового. Он просто существовал». Болельщикам предлагалось немного удобств, и все же они продолжали приходить снова и снова. Насколько лучше мог бы развернуться бизнес, если с болельщиками обращались бы правильно? Когда в 1999 году его спросили, почему он вернулся туда, где потерпел неудачу, Смит сказал: «Все мы, работавшие в этом бизнесе, пытались убить его, но он не пожелал умереть. Поэтому я подумал, что это, должно быть, замечательный спорт». С помощью Уилера он ввел новшества и улучшения.
Сначала избавились от всех тех камней на внутреннем поле; срезали мини-гору так, что зрители впервые смогли следить за действием на всем треке; улучшили ландшафт автодрома, добавив цветы; увеличили число дамских комнат, предположив (и, как оказалось, правильно), что, если на гонки будет приезжать больше женщин, они приведут с собой своих мужчин. После этого женская посещаемость увеличилась с тогдашних 10 процентов до приблизительно 40 процентов сегодня. Общую вместимость увеличили на 10.000 мест.
Смит и Уилер добавили новое освещение на 1,7 миллиона долл., что позволило впервые использовать трек по вечерам. Это означало, что гонки — особенно сильно рекламируемые мероприятия по «Кубку Уинстона» — теперь можно будет транслировать по телевидению, охватывая зрителей лучшего периода телевизионного времени в западных штатах. Кроме того, Голливуд смог использовать автодром как киносъемочную площадку. Там сняли ряд фильмов, включая «Дни грома» (Days of Thunder) и «Гонщик» (Stoker Асе).
Смит добавил услуги для болельщиков с любым уровнем дохода. Этот спорт больше не предназначался только для простонародья. Он построил 700 высотных лож, типа тех, что обустроены на футбольных стадионах. Когда автодром посетил журнал «Спорт в иллюстрациях», он рассказал об увиденных там богатых людях, «поглощающих икру, шампанское и марочное виски, мороженое «Хаген-даз» и батончики «Дав».6 Смит добавил эксклюзивный, находящийся прямо у самого трека, ресторан «Спидуэй клаб»; члены клуба могли наблюдать гонку за первоклассной едой, подаваемой на тонком фарфоре. Хотя скептики посмеивались над этой затеей, Смит продал несколько тысяч членских карточек, по 8.500 долл. каждая. Позднее, когда он и Уилер расширили свою империю на другие треки, он открыл новые клубы с более крупными членскими взносами. Членство в «Тексас мотор спидуэй», например, стоит 15.000 долл. Клуб Смита в Атланте имеет спортзал и корты для рэкетбола.
Уилера поставили во главе организации предгоночных шоу — типа буффонады перед цирковым представлением — сами по себе они стали заманчивыми зрелищами. Они могли быть самыми разными — от неожиданно классических (Вэн Клайбёрн, исполняющий государственный гимн на специально изготовленном фортепьяно) до фейерверков и постановки военных сражений. Для постановки Уилером вторжения в Гренаду, например, потребовалось 6.000 солдат (с вертолетами). Для моделирования операции «Буря в пустыне» использовались башни линейного корабля в натуральную величину, установленные на третьем повороте трека. Они направляли свои пушки к первому повороту, где построили макет бункера Саддама. Бах! Бункер Саддама взрывался в облаке обломков. Болельщикам это нравилось.
Уилер стал Зигфелдом организации гонок. Его шоу включали сбрасываемых на парашютах собак, имитаторов Элвиса, пролеты бомбардировщиков «Стеле», прыжки школьных автобусов и гонки между нью-йоркскими такси. Одной из весьма немногих идей, отклоненных им как слишком неправдоподобные, был бой «между видами», который предполагалось провести в огромном заполненном водой плексигласовом бассейне. Его название «Человек против акулы: кто-то один должен умереть».
Развлечения всегда забавны. Они показывают проницательное понимание Смитом и Уилером, что их главными клиентами остаются люди с весьма тощими кошельками. На каждого миллионера в «Спидуэй клабе», обслуживаемого на серебре и смакующего крошечные рыбьи яйца, приходятся десятки тысяч зрителей, пьющих простую газировку и едящих сосиски. «Они хотят видеть действие, они любят шум», — говорит Уилер об этих болельщиках. И он дает им это.
Когда в 1984 году Смит объявил, что собирается построить на первом повороте автодрома группу дорогостоящих кондоминиумов, скептики подумали, что он наконец-то перегнул палку. Даже Уилер отверг идею как слишком нелепую. Эти дома должны были быть построены так близко к треку, что, если бы они не ставились на сваях, их владельцы могли опасаться, что гоночные машины влетят к ним сквозь окна гостиной. Плюс, они были дорогие. Цены в диапазоне от 90.000 до 125.000 долл. Дэвид Леттерман (поклонник NASCAR) большую часть недели высмеивал их в своем телевизионном шоу. Но через семь месяцев после предложения к продаже ушли все до единого, а Смит только улыбался. С тех пор вторичная стоимость кондоминиумов выросла втрое. Воодушевленный Смит стал строить еще более дорогие дома на своих объектах в Атланте и Техасе, оценив их в 550.000 и 650.000 долл. соответственно. На его взгляд, дома эти логическое развитие идеи перекуса на гонках. Вместо того чтобы пикниковать сыром и крекерами в своих припаркованных автомобилях, болельщики могут есть домашнюю пищу на своих собственных диванах.
Не закончил Смит и с нововведениями. В Шарлотте он вкладывает 640 миллионов долл., чтобы добавить более 91.000 мест, плюс производственный комплекс, гостиницу и поле для гольфа. Что касается проведения самих гонок, он все время старается найти новые способы усилить волнение болельщиков, экспериментируя, например, с гонками, в которых у автомобилей удалены крыши, чтобы зрители могли видеть борьбу водителей не только друг с другом, но и со своими собственными машинами. На финансовом фронте Смит начал продавать права именования своих владений. В феврале 1999 года «Шарлотт мотор спидуэй» стала «Лоуз мотор спидуэй» в обмен на 35 миллионов долл. от «Лоуз хоум импрувмент вэахауз». В 1995 году Смит стал первым человеком в истории, превратившим гоночную компанию в общественную корпорацию, зарегистрировав на Нью-Йоркской фондовой бирже «Спидуэй моторспортс». Акции поступили в продажу по 9 долл. на разделенно-приве-денной основе. На момент написания этой книги они торговались в диапазоне от 20 до 22 долл. В 1999 году доходы составили 318 миллионов долл., прибыли 41,4 миллиона долл. Смит как председатель владеет 70 процентами предприятия.
Сегодня империя Смита включает в себя его возлюбленный автодром, плюс четыре здоровых отпрыска в Джорджии, Техасе, Теннеси и Калифорнии. Объект в Техасе, построенный в 1995 году на 1.600 акрах, купленных у Росса Перо-мл., самый большой и дорогостоящий (250 миллионов долл.); располагает выстроенными в два этажа 200 роскошными ложами, протянувшимися почти на милю. В день открытия его трибуны — более 150.000 мест — самые большие среди всех спортивных сооружений в Соединенных Штатах. Есть также 900 акров автостоянок, парковка на внутреннем поле на 1.300 автодомиков и туристов; для публики высокого полета — девять вертолетных площадок. Стоимость строительства: более 250 миллионов долл. Смит также имеет 60 процентов «Соник отомстив», общественной компании стоимостью 600 миллионов долл., которая контролирует 159 автосалонов, включая «Таун энд Кантри Форд» в Шарлотте (где Смит расположил свой офис).
«Все великие восстановители должны иметь видение перспективы»
Друг Смита Уилер говорит о нем: «Я думаю, здесь замешана какая-то генетика. Некоторые люди как будто сделаны для того, чтобы возвращаться. Возможно, у них высокий уровень серото-нина или что-то еще, поддерживающее их оптимизм. Это штука первобытная, вероятно, уходящая корнями в пещеры. Возможно, существует некий ген возвращения».
Смит, кажется, определенно имеет хорошую генетическую базу. В 73 года он выглядит на 53, действует как 33-летний. Уилер сравнивает задачу поспевать за ним с попыткой не отставать от сверхактивного малыша. Уилер называет Смита «Кролик Энерджайзер», и это не просто шутка. Он маленький, здоровый, крепкий, с гладкой кожей, с венчиком коротко подстриженных волос, похожий на Мики Руни пятидесятых, хорошо выглядящий в своих синих брюках, крапчатом спортивном пиджаке, белой рубашке с лазуритовыми запонками и каком-то диком галстуке — такого не посчитаешь неуместным в автосалоне.
В беседе он проявляет скромность относительно некоторых аспектов своей карьеры — включая организацию им своего возвращения. Объясняя, как он справлялся с разочарованием, когда потерял автодром, он говорит: «Если бы тогда у меня были деньги, если бы я жил в таком месте как Голливуд, я, вероятно, обратился к психиатру». На самом же деле денег у него не было, и к психиатру он не ходил. Его выживание было инстинктивным: «Это как если вас собьют с ног: вы должны встать. Вы должны драться с ними. Вы хотите победить, а не проиграть. Негативизм? Так никаких денег не сделаешь».