Древняя Греция 89

ЭДИП

Эдип [распухшая нога], царь Фив, — самая распространенная фигура древнегреческих мифов и литературы. Он также яркий представитель классической традиции, которая восходит к этим мифам и литературе.

История Эдипа — это история фиванского отверженного, от которого отказались его родители и который был обречен совершить самое ужасное, хотя и невольное, возмездие. Эдип должен был умереть ребенком, поскольку его отец царь Лай устрашился дурных предзнаменований о нем, но был спасен пастухом и воспитан в соседнем Коринфе людьми, ничего не знавшими о его происхождении. Дельфийский оракул предсказал ему, что он убьет отца и женится на матери. В страхе Эдип бежал из Коринфа назад в Фивы. При встрече он случайно убивает своего отца Лая; затем разгадывает загадки Сфинкса, избавляя город Фивы от гнета этого чудовища, и в награду получает в жены вдову царя Иокасту — собственную мать. В этом поневоле кровосмесительном браке родилось уже четверо детей, когда Эдип узнал правду. Иокаста в отчаянии повесилась, а Эдип ослепил себя и ушел в изгнание, ведомый своей дочерью Антигоной. Несчастный скиталец

находит свой конец в Колоне в Аттике, где он исчезает в священном гроте.


Гомер упоминает Эдипа и в Илиаде, и в Одиссее. Но главным источником всей истории была, по-видимому, утраченная эпическая поэмы Фивы. Позднее сказание о Эдипе становится основой фиванской трилогии Софокла, а также сюжетным фоном трагедии Семеро против Фив Эсхила и Просительниц и Финикиянок Еврипида.

Эдип вновь и вновь появляется и в позднейшей европейской литературе. Римский поэт Стаций написал эпическую поэму Фиваида, которая послужила позднее образцом для первой пьесы Расина Фиваида (1665). Римский трагик Сенека создал вариацию на софоклова Эдипа, вдохновив позднее Корнеля (1659) и Андре Жида (1950), а также и довольно свободное переложение современного поэта Теда Хью. Софоклов Эдип в Колоне стал основой стихотворной драмы Т.С. Элиота Старейшина (1952) и Инфернальной машины Жана Кокто (1934). Энтони Бёрджес написал эдипов роман под названием MF (1947), Энгр дважды обращался к сюжету Эдип разгадывает загадки Сфинкса. Стравинский написал оперу-ораторию Царь Эдип на латин-

ское либретто Кокто, а Пазолини снял фильм Царь Эдип.

Однако больше всего известно использование мифа об Эдипе Зигмундом Фрейдом, который назвал подавляемую враждебность мальчиков к отцу эдиповым комплексом. Проистекая из соперничества отца и сына за любовь матери, данный синдром может породить впоследствии патологическую фиксацию на матери.

Классическая традиция, которую можно описать как творческую переработку античных тем для нужд современности, дает тысячи подобных примеров. Она возникла во времена Ренессанса и в течение пяти веков подпитывалась постоянным изучением греческого и латинского, так что сформировался общий для всех образованных европейцев корпус знаний. Вместе с христианством эти знания составляли часть «кровеносной системы европейской культуры» и являлись как бы ее «опознавательным знаком». В XX веке это явление угасает, поскольку сменились социальные и образовательные приоритеты. Однако некоторые считают, что для европейской цивилизации, если она не хочет погибнуть, сохранение данной традиции исключительно важно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: