Рождение Европы, ок. 330 – 800 211

Богу. В начале путешествия дорога шла круто в гору, но благословенный понтифик [преодолел этот путь] и невредимым добрался до древнего монастыря св. Мориса, мученика за Господа»37.

Стефан путешествовал в сопровождении 12 прелатов высокого ранга, а также посланника франков герцога Айтчара (Огиера) и канцлера, епископа Хродеганга из Метца.

В Сен-Морисе при въезде в королевство франков папу приветствовал личный представитель Пипина аббат Фулрад из Сен-Дени. Монастырь был построен на склоне Агаунума, где за 500 лет до того встретил свою смерть римский центурион Маврикий, призвавший солдат Фиванского легиона лучше не исполнить приказа, чем сражаться с братьями-христианами. Оттуда отправили Пи-пину послание, чтобы приготовили встречу (этих двоих) в Понтионе. Посланец разыскал короля в Арденнах на пути из Бонна. Пипин тут же послал инструкции своему двенадцатилетнему младшему сыну Карлу встретить почетного гостя на дороге. Покинув Сен-Морис, Стефан обогнул озеро Леман и пересек Юру. Его встреча с сыном короля произошла где-то в Бургундии в конце декабря. Чтобы встретить папу, двенадцатилетний Карл проехал 150 км на юг от Понтиона.

Стефан доехал до Понтиона 6 января 754 г. Римский источник сообщает, что король выехал за городские ворота, чтобы встретить Стефана, спешился, простерся перед ним ниц и лично поддержал под уздцы коня папы. Именно тогда со слезами папа стал молить короля о помощи:

«Благословенный папа в слезах молил величайшего и христианнейшего короля придти к согласию в деле мира. Для дела св. Петра и Римской республики»38.

По франкскому источнику, «папа Рима предстал перед королем... принес ему и его франкам богатые дары и попросил его помощи против лангобардов и их короля в связи с их обманом»39. Пипин затем предоставил Стефана заботам аббата Фулрада, чтобы он перезимовал в Сен-Дени.

В следующие затем недели Пипин обменялся посольствами с Айстульфом. Посланник франков отправился в Павию и призвал лангобардов воздержаться от захвата территорий и от своих «еретических требований». Айстульф же послал с

миссией к Пипину его младшего брата Карломана. (Карломан когда-то удалился в монастырь в Риме и потому был жителем королевства лангобардов.) 1 марта франки проводили ежегодный парад на Марсовом иоле в Бернакусе (Берни-Ривьер, Айсн). Потом на Пасху 14 апреля они собрались в Кариаскуме (Кьерси), чтобы обсудить новую кампанию. Не без колебаний они решили выступить против лангобардов.

Здесь источники опять расходятся. Продолжение к Хронике Фредегарда рассказывает, что франки перешли Альпы у Монт Денис и нанесли решительное поражение лангобардам в Валь де Суза. Напротив, Liber Pontificalis рассказывает, как в середине лета Стефан вновь короновал Пипина и его королеву Бертраду в Сен-Дени, помазав их освященным маслом и даровав им титул патрициев Рима, а сыновей и наследников Пипина благословил вечно править государством франков после Пипина. Историческая достоверность этих событий подтверждается и другим источником, по-видимому, очевидцем в Clausula de Unctione Peppini. Можно сделать вывод, что франкские комментаторы смущались тем, что повторное венчание на царство Пипина заставляет усомниться в законности его более раннего коронования.

Последствия всего происшедшего стали ясны через два года. После первой победы франков Айстульф подчинился Пипину и епископ вернулся в Рим. Однако затем уже через несколько месяцев лангобарды нарушили клятву и возобновили свои атаки. Поэтому в 756 г. Пипин организует новую кампанию против лангобардов, захватывает Павию и подавляет всякое их сопротивление. В этот раз, если не раньше, франки отбирают у лангобардов


экзархат Равенны и дарят его папе; этим они создали территориальные предпосылки для создания папского государства. Приняв этот дар как часть наследия св. Петра (вопреки притязаниям Византии), епископ Римский очевидным образом обнаружил, что отрекается от верности императору.

Но кое-что остается неясным. Кажется, что некоторые важные детали были вписаны в источники гораздо позже. В такого рода делах особенно преуспела папская канцелярия. Liber Pontificalis утверждает, например, что Пипинов дар был совершен не в 756 г., а в 753 г. в Кьерси.

ORIGO

Больше того, здесь же заявлено, что Пипин всего лишь вернул то, что издревле принадлежало Риму. Как мы теперь знаем, в это же время папская канцелярия состряпала документы о несуществовавшем Даре Константина. И пока в XV веке не был открыт этот подлог, верные католики придерживались ложного представления, будто Римская церковь получила экзархат Равенны из рук первого христианского императора за 400 лет до Пипина. Поэтому можно предположить, что «Константинов дар» был придуман для убедительности

«Пипинова дара». Кажется, что в ходе борьбы с лангобардами Пипин установил дружеские отношения с византийцами. Франкский автор говорит, что не знает, что случилось с этой дружбой, но только она не расцвела40. Случилось же то, что византийцы потребовали возврата своего экзархата и получили ответ, что он только что был отдан

папе. Преданные Римом и бессильные перед франками, византийцы постарались объединиться с лангобардами.

Как это часто случается в истории, никто не мог предвидеть далеких последствий произошедшего. Франки увязли в Италии. Епископ Рима завоевал такое положение, что его стали признавать верховным из патриархов — папой; папство заложило территориальную основу для создания государства; а союз франков с папами надолго стал определяющей чертой международной политики. Решившись преодолеть Альпы, Стефан II лично установил ту связь, которая обеспечила северу возможность постоянно участвовать в делах юга. Но, главное, был чрезвычайно подорван авторитет Империи на Западе. У мальчика, выехавшего навстречу епископу Стефану, зародилась мысль, что он может основать собственную империю.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: