Меноккио

B 1599 г. простой мельник из Монтереаль во Фриули Коменико Сканделла был сожжен на костре инквизиции за ересь, за два года до того, как такая же участь постигла Джордано Бруно в Риме. Сохранившиеся в Удине документы по его делу раскрыли миру нетрадиционное учение, которое историки могут понять с трудом. После двух судебных процессов над ним, продолжительных допросов, заключения в тюрьму и пыток Святая инквизиция настаивала, что этот еретик отрицал «девство Приснодевы, Божественность Христа и Божий промысел».

Известный как Mennocchio, мельник из Монтереаль, бывший некогда деревенским голо- вою, имел одиннадцать детей, был неукротимым сплетником и болтуном, откровенным

анти-

клерикалом и жадным читателем. При аресте в его доме нашли: Итальянскую Библию на народном языке;

II Fioretto della Bibbia (каталонскую библейскую антологию в переводе);

II Rosario della Madonna Альберто да Кастелло; Перевод Legenda Aurea («Золотой легенды»); Historia del Guidicio в стихах XV века;

Кавалер Зуанне де Мандавилла (итальянский перевод знаменитой книги Путешествия

Джона Мандевиля);

// Sogno di Caravia (Венеция, 1541);

// Supplemento delle Cronache (версия хроник Фоэсти);

Lunario al Modo di Italia (альманах);

Декамерон Боккаччо (без сокращений);

и книгу без названия, которую свидетель признал за Коран.

Меноккио имел продолжительные беседы с неким Симоном-евреем, интересовался лютеранством и не признавал библейской истории Творения. Вторя Данте и некоторым древним мифам, он настаивал, что ангелы были рождены природой так же, «как сыр порождает червей».

особенности, после жестокостей елизаветинской экспедиции 1598 года. Впрочем, религиозное единство Ирландии разрушилось в связи с основанием в Ольстере в 1611 г. шотландской пресвитерианской колонии, а также склонностью англо-ирландского дворянства к англиканству.

В австрийских землях Габсбургов Контрреформация оказалась неразрывно связанной с династическими и политическими проблемами. И в самом деле, это особое течение католицизма — pietas austriaca, которое возникло на рубеже XVII в., стало главной составляющей той широкой культурной общности, которая пережила Габсбургов. Некогда его называли конфессиональным абсолютизмом. Германская коллегия [Collegium Germanicum] играла в Риме особую роль. Благодаря усилиям датчанина Канизия, иезуиты безраздельно царили в системе образования в Вене и Праге. Также и Западная Венгрия, Словакия, Хорватия, Силезия, Богемия и позднее Западная Галиция — все принадлежали к этой сфере влияния. Некоторые утверждают, что культура барокко была плюшем, который не только покрыл ветхое сооружение Габсбургов, но и удерживал его от полного разрушения.

В других частях Германии в 1555 г. посредством Аугсбургского мира установился ненадежный modus vivendi между католиками и протестантами: решения о вере подданных принимал каждый князь отдельно; из протестантских деноминаций разрешено было только лютеранство; в католических странах терпели проживавших там лютеран. Германия в


религиозном отношении превратилась в лоскутное одеяло, но католические князья и монархи боялись дальнейшего продвижения протестантства. С 1550-х гг. испанские священники открывают иезуитские центры в Кельне, Майнце, Ингольдштадте и Мюнхене

— эти центры надолго стали бастионами католицизма на Рейне и в Баварии. Анклавы кальвинистов в Пфальце, в Саксонии и в других местах подвергались опасностям до второй половины этого века. В декабре 1607 г. герцог Баварский провокационно захватил швабский город Донаунвёрт, чтобы остановить протестантов, мешавших католикам устраивать религиозные процессии. С этого времени десять князей-цротестантов созывают Евангелический союз для защиты своих интересов, однако наталкиваются на встречную активность Католической лиги. Вот почему труд-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: