Функции налогообложения – способы выражения различных свойств налогов. Они показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструментов распределения и перераспределения государственных доходов. Именно посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. Налоги призваны обеспечить:
- относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения;
- рациональное использование природных богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств;
- решение экономических, социальных и многих других общественных проблем.
С этих позиций налогообложение выполняет функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов. Функции не существуют отдельно, все они взаимосвязаны между собой.
Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и общественное назначение.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная, каждая из которых отражает отдельную сторону внутреннего содержания этой категории.
Фискальная функция налогов, основная функция, которая обеспечивает формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства, аккумулирование в бюджете необходимых средств для выполнения общенациональных потребностей. Эта функция - исходная и основная, характерна для все государств на различных этапах его развития. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд и обеспечиваются материальные условия для государственного функционирования. Именно фискальная функция обуславливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального доходав пользу определенных групп общества.
Через фискальную функцию государство обеспечивает:
1) достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства;
2) равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы;
3) установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе;
4) выполнение всех экономических, политических и социальных задач.
2. Распределительная функция налогов – перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан, передача средств в пользу слабых и незащищенных слоев населения. Примерами реализации этой функции являются: прогрессивная шкала налогообложения личных доходов, налоговые скидки, акцизы на подакцизные товары.
3. Регулирующая функция налогов – проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы (спад или рост производства, научно-технический процесс, распределение и перераспределение национального дохода, спрос и предложение, объем доходов и сбережений населения).
Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому данная функция подразделяется на три подфункции:
- стимулирующая подфункция – проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;
- дестимулирующая подфункция – имеет цель повысить таможенные пошлины, акцизы, приостановить вывоз капитала из страны, ограничить развитие игорного бизнеса через повышение ставок налогов;
- воспроизводственная предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. В настоящее время она реализуется, в частности, путем введения налога на добычу полезных ископаемых.
Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно- рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обуславливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время ответственность за результаты производства.
С помощью регулирующей функции осуществляется:
1) регулирование спроса и предложения;
2) стимулирование сбережений граждан;
3) выравнивание доходов отдельных социальных групп;
4) развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы;
5) регулирование экспортно- импортной деятельности;
6) стимулирование научно- технического прогресса.
Регулирующая функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового механизма мобилизации государством части стоимости национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками- агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства, регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством.
4. Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. Контрольная функция проявляется через налоговые санкции, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от проверки за качественными и количественными параметрами налогообложения.
Все функции неразрывно взаимосвязаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется степенью относительного равновесия между налоговыми функциями. Однако на практике фискальная функция налогов всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, поскольку их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.