Функции налогов

Функции налогообложения – способы выражения различных свойств налогов. Они показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструментов распределения и перераспределения государственных доходов. Именно посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. Налоги призваны обеспечить:

- относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения;

- рациональное использование природных богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств;

- решение экономических, социальных и многих других общественных проблем.

С этих позиций налогообложение выполняет функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов. Функции не существуют отдельно, все они взаимосвязаны между собой.

Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и общественное назначение.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная, каждая из которых отражает отдельную сторону внутреннего содержания этой категории.

Фискальная функция налогов, основная функция, которая обеспечивает формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства, аккумулирование в бюджете необходимых средств для выполнения общенациональных потребностей. Эта функция - исходная и основная, характерна для все государств на различных этапах его развития. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд и обеспечиваются материальные условия для государственного функционирования. Именно фискальная функция обуславливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального доходав пользу определенных групп общества.

Через фискальную функцию государство обеспечивает:

1) достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства;

2) равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы;

3) установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе;

4) выполнение всех экономических, политических и социальных задач.

2. Распределительная функция налогов – перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан, передача средств в пользу слабых и незащищенных слоев населения. Примерами реализации этой функции являются: прогрессивная шкала налогообложения личных доходов, налоговые скидки, акцизы на подакцизные товары.

3. Регулирующая функция налогов – проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы (спад или рост производства, научно-технический процесс, распределение и перераспределение национального дохода, спрос и предложение, объем доходов и сбережений населения).

Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому данная функция подразделяется на три подфункции:

- стимулирующая подфункция – проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;

- дестимулирующая подфункция – имеет цель повысить таможенные пошлины, акцизы, приостановить вывоз капитала из страны, ограничить развитие игорного бизнеса через повышение ставок налогов;

- воспроизводственная предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. В настоящее время она реализуется, в частности, путем введения налога на добычу полезных ископаемых.

Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно- рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обуславливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время ответственность за результаты производства.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

1) регулирование спроса и предложения;

2) стимулирование сбережений граждан;

3) выравнивание доходов отдельных социальных групп;

4) развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы;

5) регулирование экспортно- импортной деятельности;

6) стимулирование научно- технического прогресса.

Регулирующая функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового механизма мобилизации государством части стоимости национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками- агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства, регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством.

4. Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. Контрольная функция проявляется через налоговые санкции, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от проверки за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Все функции неразрывно взаимосвязаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется степенью относительного равновесия между налоговыми функциями. Однако на практике фискальная функция налогов всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, поскольку их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: