a) Внешний рост за сёт слияния и поглощения других организаций
b) Внутренний рост. Т.е. расширение деятельности предприятия за счёт собственных возможностей (внутренних ресурсов).
· Стратегия ограниченного роста.
Когда показатели деятельности предприятия планируется уровнять на том же уровне что и показатели базового периода. Как правило, такую стратегию выбирают фирмы, устойчиво занимающие рыночную нишу. (Оборонительная)
· Стратегия сокращений.
a) Частичное сокращение деятельности предприятия (Отсечение лишнего)
b) Полная ликвидация предприятия
· Комбинирование стратегий.
Как правило, такую стратегию выбирают диверсифицированные предприятия (различные направления деятельности). Т.е. по каждому направлению деятельности фирма может выбрать свои стратегии. Выбор стратегии должен быть однозначным и определённым, так как для реализации стратегии будут задействованы все имеющиеся ресурсы.
- Формирование стратегических целей
Цель – планируемый результат.
|
|
Стратегические цели могут быть определены как в количественных, так и в качественных показателях.
Например: Занять долю рынка в 20% либо занять лидирующее положение по показателям качества товара (услуг).
a) Количество
b) Качество
c) Показатели
Как правило, фирмы планируют от 3 до 5 стратегических целей. Сюда могут включаться такие показатели как:
· Доля рынка
· Уровень прибыли
· Рентабельность предприятия
· Рынки сбыта
· Виды товаров и услуг, которые будет выпускать фирма.
реализации стратегии будут задействованы все имеющиеся ресурсы.
- Разработке тактического плана
В рамках тактического плана разрабатывается бюджетная политика предприятия и основные показатели по всем функциональным направлениям деятельности предприятия.
Бюджет – метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.
Политика – общее руководство для действий и применения решений, которые облегчают достижение целей (на длительный период времени, высшими управляющими).
Кроме того, что устанавливаются цели для каждого структурного подразделения, также устанавливаются цели и задачи для каждой группы сотрудников (а иногда и индивидуальные цели). Такая система управления получила название в менеджменте «Управление по целям»
«Управление по целям» дает возможность установить приоритеты в деятельности предприятия и в распределении ресурсов.
- Оперативное планирование
Ежедневная работа по реализации, поставленной цели.
- Анализ и оценка реализации стратегии
Необходимо ответить на следующие вопросы:
|
|
a) Все ли возможности фирмы учтены при разработке и реализации стратегии;
b) Не появилось ли новых возможностей или угроз;
c) Как их можно использовать либо преодолеть;
d) Какие результаты получены на промежуточных этапах контроля;
e) В каком направлении продолжить стратегию на будущее.
Из этого следует, что Стратегическое планирование – непрерывный процесс определения курса развития предприятия.