Цели
Стратегия
Задачи
Бюджеты Бюджеты
(текущие программы) (стратегические проекты)
Выполнение Выполнение
по текущим бюджетам по стратегическим проектам
Оперативный контроль Стратегический контроль
Объем производства
Цели А (при лучшем развитии)
Цели
Цели В (при худшем развитии)
0 t (время)
Цели
диверсификация
Стратегия
конкурентные
возможности потенциал
предприятия
внутренние резервы
0 t (время)
В стратегическом планировании цели устанавливаются с учетом потенциальных возможностей развития внутренней и внешней среды предприятия, а также возможностей диверсификации производства, поскольку развитие экономики происходит быстрыми темпами, и изменения во внешней среде носят глобальный и непредсказуемый характер. Такие процессы возникают в экономике капиталистических стран в 60-е годы ХХ века и требуют новых подходов в планировании и нового содержания перспективного планирования.
|
|
Процесс разработки стратегических решений проходит следующие этапы:
1- анализ перспектив развития;
2- анализ позиций в конкурентной борьбе;
3- выбор стратегии;
4- анализ путей диверсификации;
5- постановка целей и задач.
Факторы, ограничивающие стратегическое планирование:
1 – стратегическое планирование не дает детальной картины будущего;
2 – стратегическое планирование не может быть сведено к набору простых процедур. Оно представляет собой образ мышления, который достигается в процессе теоретической подготовки и практической деятельности.
3 – для реализации стратегического планирования необходимы большие усилия управленцев;
4 - стратегическое планирование увеличивает риск от принятия ошибочных решений, особенно при разработке альтернатив;
5 – в стратегическом планировании наиболее сложным является не разработка стратегии, а ее реализация, т.к. необходимо создать режде всего команду по выполнению стратегии.
3. Задания перспективного планирования на предприятии
К основным задачам перспективного планирования можно отнести:
1) определение направлений и размеров капиталовложений и источников их формирования;
2) внедрение технических новшеств и прогрессивных технологий;
3) диверсификация производства и обновление основных видов продукции;
4) поиск форм получения иностранных инвестиций;
5) совершенствование кадровой политики;
6) совершенствование управления на предприятии и т.д.
|
|
В результате перспективного планирования составляется перспективный (стратегический) план, который позволяет определить:
- реальные возможности развития;
- ресурсные ограничения развития;
- количественные и качественные последствия развития, что является особенно важным в условиях рыночной экономики.
Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного рынка достаточно неопределенна, перспективное планирование не может ориентировать фирму на достижение количественных показателей, поэтому, как правило, ограничиваются разработкой наиболее важных качественных показателей, которые в дальнейшем конкретизируются в соответствующих проектах и программах. Через такие программы осуществляется координация перспективных направлений развития всех подразделений фирмы с учетом их потребностей и ресурсов.
Общая характеристика стратегии (стратегического планирования)
1. Понятие стратегии, ее сущность и значение в деятельности предприятия
2. Виды стратегий предприятия. Стратегическая пирамида
3. Основные этапы формирования стратегии предприятия