Все железобетонные конструкции зданий и сооружений по способу возведения подразделяются следующие виды:
Сборные конструкции. Возведение здания осуществляется путем соединения на монтаже отдельных железобетонных элементов, изготовленных в заводских условиях.
Монолитные конструкции. Возведение здания осуществляется путем заполнения жидкой бетонной смесью специальной формы (опалубки) с последующим затвердеванием бетона и набора им прочности.
Сборно-монолитные конструкции. Возведение здания осуществляется путем обеспечения совместной работы сборных и монолитных конструкций. Например, сборная часть может служить опалубкой для монолитной части.
Преимущества сборных железобетонных конструкций:
1. Возможность использования высокопрочного бетона, что позволяет уменьшить требуемое сечение элементов. Применение высокопрочного бетона в условиях строительной площадки затруднительно или невозможно из-за трудности укладки такого бетона в опалубку.
2. Возможность выполнения предварительного напряжения арматуры, что позволяет использовать арматуру более высокой прочности, т.е. более экономично расходуется арматура.
|
|
3. Возможность выполнения температурно-влажностной обработки. Температурно-влажностная обработка позволяет обеспечить более быстрый набор прочности по сравнению с нормальными условиями твердения (например, прочность достаточная для монтажа – 70% от проектной может быть достигнута в течении 24 часов).
4. Возможность выполнения сборных конструкций сложной формы, с пустотами, ребрами и т.д. Изготовление конструкций данной формы позволяет существенно снизить их массу по сравнению со сплошными конструкциями.
5. Меньшая стоимость изготовления, связанная с большей технологичностью процесса изготовления – наличие инвентарной опалубки с большим числом циклов оборачиваемости, наличие более совершенных грузоподъемных механизмов, механизмов для подачи бетона и т.д.
Недостатки сборных железобетонных конструкций:
1. Необходимость использования при монтаже грузоподъемных механизмов большой грузоподъемности.
2. Наличие большого числа стыков, требующих замоноличивания в условиях строительной площадки. В условиях строительной площадки затруднительно выполнение качественных стыков, особенно из высокопрочных бетонов.
3. Наличие большого числа сварных соединений арматуры и закладных деталей. В условиях строительной площадки затруднительно выполнение качественного сварного соединения арматуры, особенно для малых (меньше 8мм) и больших (более 28мм) диаметров.
Преимущества монолитных железобетонных конструкций:
|
|
1. Возможность выполнения любых, в том числе нестандартных форм в условиях строительной площадки.
2. Обеспечение единой, практически непрерывной конструкции с минимальной податливостью стыков.
3. Широкие возможности по варьированию прочностных свойств железобетонной конструкции – изменение размеров, изменение класса бетона и арматуры, изменение насыщения сечения арматурой.
Недостатки монолитных железобетонных конструкций:
1. Сложность технологического процесса и его контроля. Необходимо использование опалубки с относительно невысокой оборачиваемостью, необходимость дополнительного прогрева в условиях пониженных температур, расслаивание бетонной смеси при укладке и т.д.
2. Сложность отбраковки конструкций, прочность бетона в которых не достигла проектной. По сравнению с железобетонными конструкциями, прочность которых можно оценить до установки в системе здания, монолитные конструкции к моменту достоверного определения прочности, как правило уже сопряжены с другими элементами, что не позволяет удалить их без повреждения смежных элементов.
3. Большие потери бетона при перевозке
4. Большие потери арматуры при разрезке на изделия в условиях строительной площадки.
Преимущества сборно-монолитных конструкций:
1. Снижение сложности опалубочных работ.
2. Возможность использования сборных частей с предварительным напряжением арматуры.
Недостатки сборно-монолитных конструкций:
1. Сложность контроля зоны сопряжения сборной и монолитной части конструкции. Так как зона сопряжения перекрытия монолитным бетоном с одной стороны и сборным бетоном с другой стороны, то осуществить визуальный контроль данной зоны невозможно.
2. Трудность обеспечения качественного сопряжения сборной и монолитной части в условиях пониженных температур вследствие замерзания свободной воды в зоне контакта.