Любой предприниматель должен овладеть навыками профессионального поведения, следуя этикету делового человека. Последний включает:
-правила представления и знакомства;
-правила ведения деловых бесед;
-правила деловой переписки и телефонных переговоров;
-требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
-требования к речи;
-знание делового протокола и т. п.
Правила представления и знакомства
Необходимо поприветствовать своего собеседника первым, предпочтительно обращаясь к нему по имени и отчеству (не следует злоупотреблять обращением только по имени, да еще в сокращенном варианте — на американский манер, что будет свидетельствовать о подражательстве). В нашей стране по традиции принято уважительно называть людей по имени и отчеству. По именам можно обращаться только к молодым людям, если они не возражают против такого обращения.
Можно называть по фамилии, но с обязательным добавлением слов «господин» или «товарищ» (не пытайтесь искусственно возвышать обращение «господин» в ущерб «товарищу» — это будет свидетельствовать о культурной неразвитости говорящего).
|
|
Обращение в деловой обстановке принято только на «Вы». При деловой встрече с незнакомыми людьми представьтесь сами или через человека, устраивающего встречу. Мужчина всегда представляется женщине первым, младших но возрасту следует представлять более старшим, а не наоборот.
Широкое распространение на практике получили визитные карточки. Они позволяют избежать недоразумений в обращении к человеку. Вручая кому-либо визитную карточку, вы тем самым показываете стремление и в будущем поддерживать деловые и личные контакты. Они выполняются на белой или слегка цветной бумаге, типографским способом отпечатаны ф., и., о., должности, адреса фирмы, № телефона, электронный адрес.
Правила ведения деловых бесед
Правила ведения деловых бесед:
- высказывайтесь кратко и по существу, (россияне любят поговорить, и зачастую, неясно выражают свои мысли - это раздражает делового человека);
- осторожно используйте слово «я»;
- опирайтесь только на факты, а не домыслы;
- не увлекайтесь деталями;
- избегайте назидательности;
- ищите пути урегулирования сложного вопроса, а не его обострения;
- при встрече с агрессивно настроенным партнером избегайте конфликтов.