Общая характеристика органов и агентов валютного контроля

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона органами валютного контроля являются: 1. Центральный банк РФ; 2. Федеральный орган (или федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Согласно ч. 3 ст. 22 Закона агентами валютного контроля являются: 1. уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ; 2. профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; 3. таможенные органы; 4. налоговые органы. Исчерпывающий перечень общих полномочий органов и агентов валютного контроля содержится в ст. 23 Закона и включает: - проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; - проведение проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; - запрос и получение документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Однако, вышеуказанный перечень применительно к объему полномочий органов и агентов валютного контроля не является достаточно полным. Так, к компетенции органов валютного контроля относится издание нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования (ч. 2 п.1 ст. 4 Закона). Кроме того, ст. 23 Закона к общим полномочиям органов и агентов валютного контроля относит обязанность сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий (п. 8) и обязанность при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу определенную информацию (п. 9). Исключительными правами органов валютного контроля (и их должностных лиц) являются (п. 2. ст. 23 Закона): - выдача предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; - применение установленных законодательством РФ мер ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Исключительными обязанностями агентов валютного контроля (и их должностных лиц) являются (п. 7 ст. 23 Закона): - осуществление контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Тем самым уточняется, что осуществление валютного контроля является не только правом, но и обязанностью агентов валютного контроля; - представление органам валютного контроля информации о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования. Эта обязанность направлена на обеспечение взаимодействия агентов валютного контроля с органами валютного контроля. Таким образом, наиболее существенными различиями между органами и агентами валютного контроля являются: 1. Органам валютного контроля принадлежит право издания нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования в случаях, предусмотренных Законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Агенты валютного контроля подобным правом не обладают. 2. Органам валютного контроля принадлежит право применения мер ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. В целях эффективного функционирования всей системы валютного контроля в Российской Федерации необходимо установление и соблюдение требований в области предоставления и сохранения информации. Закон подробно регламентирует взаимоотношения между агентами валютного контроля, с одной стороны, и резидентами и нерезидентами, с другой стороны, в связи с истребованием и представлением документов и информации, необходимых для осуществления валютного контроля. При этом срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее 7 рабочих дней со дня получения запроса лицом, которому адресован запрос. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций определяется: для уполномоченных банков - Центральным банком РФ; для иных агентов валютного контроля - Правительством РФ. Найти акты Перечень документов (их копий), которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля исчерпывающе определен в ст. 23 Закона. К ним относятся: 1. документы, удостоверяющие личность физического лица; 2. документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 3. документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов; 4. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; 5. документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество; 6. документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства; 7. уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации; 8. регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом; 9. документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов; 10. документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций; 11. таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме; 12. паспорт сделки. Перечень указанных документов ограничен их относимостью непосредственно к проводимой валютной операции. Копии представляемых документов должны быть удостоверены нотариально либо самим агентом валютного контроля после ознакомления с их подлинниками. В случае непредставления резидентом или нерезидентом требуемых документов либо представления им недостоверных документов уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции. Все документы должны быть действительными на день их представления, надлежащим образом заверены переводы на русский язык. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы. Порядок консульской легализации документов регулируется Инструкцией МИД СССР "О консульской легализации" от 6 июля 1984 г. Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания. Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении. Функции по консульской легализации выполняют: за границей - консульские учреждения РФ; в РФ - Консульское управление Министерства иностранных дел РФ и дипломатические агентства МИД РФ. В соответствии со статьей 55 Консульского устава Союза ССР в консульских учреждениях РФ функция по легализации документов и актов возлагается на консулов РФ. По поручению консула консульская легализация может осуществляться и другими консульскими должностными лицами. Российская Федерация является участницей Гаагской конвенции 1961 г., которая отменила для стран - участниц Конвенции требование дипломатической или консульской легализации официальных документов, направляемых в ту или иную из этих стран. В соответствии с Конвенцией на ряде официальных документов, исходящих от учреждений и организаций РФ, проставляется специальный штамп, так называемый апостиль, удостоверяющий "подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ" (ст. 5 Конвенции). По смыслу Конвенции под официальными документами понимаются, в частности, документы, исходящие от нотариуса, административных и судебных органов, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, подпись на которых может быть удостоверена путем проставления апостиля без предварительного свидетельствования ее подлинности нотариусом. Конвенция не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими учреждениями, а также на те административные документы, которые имеют прямое отношение к коммерческой или таможенной операциям. Органы юстиции на местах проставляют апостиль на документах, исходящих от подведомственных им органов и учреждений юстиции и соответствующих судебных органов республики, края, области, округа, города, а также на копиях иных документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке в той же республике, крае, области, округе, городе. Республиканские органы записи актов гражданского состояния республики в составе Российской Федерации, органы записи актов гражданского состояния краевых, областных, окружных центров, городов Москвы и Санкт-Петербурга проставляют апостиль на свидетельствах о регистрации актов гражданского состояния, исходящих от упомянутых органов, а также подведомственных им органов записи актов гражданского состояния. Подпись, печать или штамп, проставляемые в органах юстиции и загса на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации. Важным аспектом эффективной деятельности всей системы органов и агентов валютного контроля является обмен информацией между этими субъектами. Закон в этой связи закрепляет, что органы и агенты валютного контроля в случаях, когда у них имеется информация в отношении лица, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля: о нарушении этим лицом при осуществлении валютных операций актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; об открытии этим лицом счета (вклада) в банке за пределами территории РФ. В этих случаях органы и агенты валютного контроля передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию: - в отношении юридического лица: наименование организации. Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика. Пунктом 7 ст. 84 НК РФ предусмотрено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика; место государственной регистрации юридического лица. Как установлено п. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности; юридический и почтовый адреса организации. С учетом положения подп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическим адресом организации следует считать содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта; дата совершения незаконной валютной операции или нарушения; сумма незаконной валютной операции или нарушения. - в отношении физического лица: фамилия, имя и отчество. Согласно п. 1 ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая; данные о документе, удостоверяющем личность; адрес места жительства. В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает; содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта; дата совершения незаконной валютной операции или нарушения; сумма незаконной валютной операции или нарушения. Порядок передачи информации уполномоченными банками как агентами валютного контроля устанавливается Центральным банком РФ. Особое место в числе обязанностей органов и агентов валютного контроля (и их должностных лиц) является сохранение коммерческой, банковской и служебной тайн, ставшей им известной при осуществлении их полномочий. Положения о служебной и коммерческой тайне регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". Так, согласно п. 1 ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, указан в ст. 5 Закона N 98-ФЗ. Так, запрещено скрывать данные, содержащиеся в учредительных документах, о должностных лицах, которые могут действовать от имени фирмы без доверенности, о нарушениях законодательства и привлечении предприятия к ответственности. Также режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений о численности и составе работников, об условиях и системе оплаты труда, о показателях производственного травматизма, профзаболеваемости, о наличии вакансий, о задолженности работодателей по зарплате и иным социальным выплатам. Данный перечень является открытым. В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона N 98-ФЗ сведения, обязательность раскрытия которых установлена иными федеральными законами, не могут составлять коммерческую тайну. Поэтому ОАО, кредитные и страховые организации, паевые и инвестиционные фонды, которые согласно ст. 16 Закона о бухгалтерском учете обязаны публиковать свою годовую отчетность, не могут ставить гриф "Коммерческая тайна" на формах бухгалтерской отчетности. На другие организации это требование не распространяется. Законодательно режим банковской тайны установлен ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", согласно которой кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. В ч. 8 статьи не упомянута такая охраняемая законом тайна, как налоговая тайна, которую согласно п. 1 ст. 102 НК РФ составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, создания системы противодействия нарушениям валютного законодательства существует объективная необходимость совместной согласованной деятельности в сфере валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля заключают Соглашения о сотрудничестве и информационном взаимодействии при осуществлении валютного контроля, предметом которых являются обмен информацией для целей валютного контроля, а также обмен ведомственными правовыми актами, осуществление совместных мероприятий, издание совместных документов по вопросам валютного контроля. 6.2. Правовой статус органов валютного контроля.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного контроля являются: 1. Центральный банк РФ; 2. Федеральный орган (или федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Центральный банк РФ осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами. Функцией Центрального банка РФ также является осуществление взаимодействия с другими органами валютного контроля и обеспечение взаимодействия с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков, как агентами валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленном Центральным банком РФ (ч.4,5 п. 6 ст. 22). Организационная структура Центрального банка РФ позволяет реализовывать полномочия Банка в системе валютного контроля, что обусловлено выделением следующих элементов: центрального аппарата, территориальных учреждений (главных управлений и национальных банков), расчетно-кассовых центров. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями представляет собой систему мер по проверке Центральным банком РФ соответствия проводимых уполномоченными банками валютных операций порядку, установленному законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. При этом, контроль за деятельность кредитных организаций в валютной сфере проводится в рамках банковского надзора, осуществляемого Центральным банком РФ. Согласно Инструкции ЦБ РФ от 15 июля 2005 г. № 124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями» предусмотрены особенности осуществления надзора ЦБ РФ за соблюдением кредитными организациями размеров (лимитов) открытых валютных позиций. Территориальные учреждения Банка России осуществляют надзор за соблюдением кредитными организациями размеров (лимитов) открытых валютных позиций на основании: данных отчетности, предоставляемых кредитными организациями по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным; данных отчетности, предоставляемой кредитными организациями по требованию Банка России на внутримесячную дату; данных проверок, осуществляемых Банком России в соответствии со ст. 73 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России может применять к кредитным организациям принудительные меры воздействия в случае превышения размеров (лимитов) открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах. Функции Центрального банка РФ как органа валютного контроля реализуют его территориальные учреждения. Правовой статус территориальных учреждений Банка России определяется ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России» и Положением о территориальных учреждениях Банка России от 29 июля 1998 г. № 46-П, утв. Советом директоров ЦБ РФ 10 апреля 1998 г., закрепляющее полномочия территориальных учреждений Банка России в области валютного контроля. Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации является обособленным подразделением ЦБ РФ, осуществляющим на территории субъекта Российской Федерации или нескольких субъектов РФ часть его функций. Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт - Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации. Территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации является Главным управлением. В области валютного контроля территориальные учреждения обладают следующими полномочиями: организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки; контролирует, в том числе путем проведения проверок, соответствие действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций, а также проводимых нерезидентами операций с рублями; рассматривает ходатайства кредитных организаций о получении ими лицензий на осуществление банковских операций в иностранной валюте, дает по ним заключения и представляет их в Банк России; ставит перед Банком России вопрос об отзыве у уполномоченного банка лицензии на проведение операций в иностранной валюте или изъятии из валютной лицензии уполномоченного банка права на проведение отдельных видов операций; регистрирует пункты обмена валюты уполномоченных банков и филиалов банков на основании заявлений кредитных организаций с учетом результатов проверок, а также принимает решения об аннулировании выданных свидетельств о регистрации пунктов обмена валюты; рассматривает отчетность уполномоченных банков и их филиалов по валютным операциям; взыскивает с юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов) в установленном порядке штрафы за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, а также применяет иные санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации; проводит изучение, анализ и обобщение практики применения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и нормативных актов Банка России, подготавливает предложения о внесении изменений и дополнений в валютное законодательство Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и валютными биржами. Согласно Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительно власти» из всех видов федеральных органов исполнительной власти функции по контролю в соответствующей сфере деятельности могут осуществлять только федеральные службы. Следовательно, федеральные министерства и федеральные агентства не могут быть ни органами, ни агентами валютного контроля. В настоящее время органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая осуществляет функции органа валютного контроля. Правовой статус Службы определяется Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» и Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово- бюджетного надзора». В подчинении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора находятся территориальные органы Федеральной службы, осуществляющие функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов РФ. Правовой статус территориальных органов Службы определяется Приказом Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора». Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. К функциям этой службы относятся: - осуществление контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля; - организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ. Федеральная службы финансово-бюджетного надзора имеет право: - направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; - осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере; - запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: