1) Политологи отмечают, что к концу XX столетия выявилась следующая
закономерность: не во всех странах с рыночной экономикой установлена
демократическая форма правления, но во всех странах с демократической
формой правления действует рыночная экономика.
Как объяснить установленную закономерность? Каковы ее конкретные механизмы?
2) В одном из своих посланий Федеральному собранию РФ (май 2004 г.) Президент РФ отмечал: «Молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов. И кто их сегодня упорно не замечает, не хочет замечать — тот не вполне искренен. Но все же наше общее устройство пока далеко от совершенства. И надо признать: мы в самом начале пути».
Попытайтесь конкретизировать эти положения
3)Некоторые ученые и политики в качестве «лекарства» от всех «болезней» российской демократии предлагают: «Больше демократии!»
Как вы понимаете эту мысль? Выскажите предположение о возможных последствиях ее практической реализации.
4)На референдумы обычно выносятся такие вопросы, как форма избрания президента (парламентом или прямым всенародным голосованием
— Франция 1962 г.); определение политической линии правительства
(об условиях участия Испании в НАТО, о вступлении Норвегии в ЕС).
Посредством референдума могут приниматься или отклоняться также
законы (о конституции — Россия, об ограничении прав больных СПИДом, об
ужесточении правовых норм против наркоманов, о поправках к
конституции — США).
Как бы вы выразили свое отношение к постановке таких вопросов на референдуме? Ответ поясните, опираясь на изученный материал и свой личный опыт. Какие вопросы вы предложили бы вынести на референдум в России?
5) Разновидностью референдума является плебисцит (от лат. Plebiscite — решение простого народа). Он предусматривает голосование в поддержку
человека, уже находящегося у власти, либо за расширение его функций (например, за императора Наполеона, 1804 г.).
В чем сходство и различие между референдумом и плебисцитом?
6)Писатель Б. Васильев, рассматривая проблему демократии в России, говорил: «Ощущается она нами [демократия] как своего рода
дозволение. А следует-то ее ощущать как нельзя. Нельзя нарушать законы,
Конституцию, увольнять работников по желанию начальства...»
Что бы вы добавили к этому перечню? Согласны ли вы с расставленными писателем акцентами? Ответ поясните.
7)Известный французский мыслитель А. Токвиль (1805—1859) в своей книге «Демократия в Америке» отмечал, что американцы нередко
ошибаются в выборе людей, которым они доверяют власть. «Почему же
управляемое этими людьми государство процветает?» — с удивлением
вопрошал он.
Предложите свой вариант ответа на этот вопрос.
8) Один из молодых кинорежиссеров на вопрос журналиста: «Что лично вас привлекает в демократии?» — ответил: «Возможность выразить свою
позицию и быть услышанным».
А как на этот вопрос ответили бы вы?
9) Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей. О Дин считает, что демократия — это ничем не ограниченная свобода личности, возможность делать все, что пожелаешь.
1. Другой утверждает, что свобода хотя и является одним из
2. ведущих признаков демократии, тем не менее не означает
3. вседозволенности, а предполагает ограничения (меру).
4.
5.
6.
7. Вам
предоставляется слово.