Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов и т.п.);
3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).
┌──────────────────────────────────────────┐
│ Три основных пути формирования права │
└───┬─────────────────┬────────────────┬───┘
│ │ │
┌────────────────┴───┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌───┴────────────────┐
│Перерастание обычаев│ │ Прецедентное право │ │ Правотворчество │
│ в правовые обычаи │ │ │ │ государства │
└────────────────────┘ └────────────────────┘ └────────────────────┘
Причины возникновения права – сродни причинам возникновения гос-ва. Усложнение норм и обычаев.
Считалось, что Обычаи даны свыше. Право выполняет функции общесоциоальные.
Цена крови богатого выше крови бедного
Гос.собственность и частная собственность.
Формирование гос-ва в Афинах. Тезей – три класса: геоморы, эвпатриды и демиурги.
Реформы Салона – на 4 класса.
Клисфен – разделил гос-во на 100 демов – во главе демархи. С рабами появляется наёмный труд.
В Спарте – элоты, превышали спартанцев. Жестокий режим.
В Риме – длительная борьба между патрициями и плебеями, которые типа победили. Количество рабов потребовало мощного гос.аппарата.
Это западный путь.
Есть и восточный путь – в основном из-за способа земледелия. Поливное земледелелие. Общественная собственность превращалась в государственную. Отсюда кастовое деление (в Индии особенно).
Срастание общественной и осударственной власти + занятие должности – давали власть, как экономическую так и политическую.
Поэтому родо-племенной строй вынужден уступить место другому строю. Государство.
При первобытно-общинном строе право не существовало. Отношения между его членами регулировали другие нормы и правила. Первоначально, на стадии дикости, когда человеческое общество представляло собой бродячие группы людей, их поведение определялось приказами вожака, который и определял правила жизни группы.
В последующем постепенно в группах складывались нормы, которыми руководствовались не только члены группы, но и вожаки.
Одними из первых норм были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, соответствующие требованиям того времени, варианты поведения людей в определённых ситуациях. Обычаи передавались из поколения в поколение и соблюдались автоматически. К ним относились, например, порядок отношений между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, правила ведения охоты, раздела между членами рода добытой пищи и другие.
Позднее появились представления о добре и зле и основанные на них нормы, определяющие поведение человека как хорошее и плохое, различного рода мифы о поведении героев, как образцы для подражания, ритуалы, табу, религиозные правила.
Мерами воздействия по отношению к нарушителям служили увещевание, внушение, физическое наказание, изгнание из рода, либо даже смертная казнь за особо опасные действия.
Постепенно происходило расслоение первобытного общества. Выделялись богатые и бедные, появились рабы, военачальники и воины, князья, торговцы, ремесленники, священники и другие. Их поведение требовало специального урегулирования. Появились правила, которые регулировали имущественные, земельные, семейные, трудовые и иные отношения.
Виды социальных норм в первобытном обществе:
· Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;
· Простейшие нормы морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;
· Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;
· Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.) отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытие
· Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечёт жесткую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.
Данные правила создавались во многом сознательно. В них выражались интересы отдельных слоев общества. Они не всегда соответствовали интересам всех членов рода, в отличие от первобытного общества, в котором правила, регулирующие жизнь общины, были едины.
Постепенно происходило разделение норм по видам общественных отношений. К их числу относились имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением материальными ценностями, земельные отношения, семейные, трудовые, уголовные, то есть наиболее общественно опасные действия и другие.
Право образовалось в результате санкционирования (утверждения) названных норм государственными органами, правотворчества и создания судебных прецедентов.
Основные способы образования права в первобытном обществе:
· Правотворчество – разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих нормы права
· Санкционирование – утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающего им силу закона. Формы санкционирования:
Ø Прецедентная – судебная или административная деятельность деятельность, когда социальные нормы служили основанием для разрешения спора
Ø Правотворческая – включение уже существующих социальных норм в издаваемые государством законодательные акты, представляющие собой своды обычного права