Смена экономических, политических и идеологических ориентации с началом периода перестройки существенно повлияла и на состояние исследовательской ситуации в науке в целом и в социологии, в частности. Начальная демократизация общественной и научной жизни оказала положительное влияние на развитие социологии, но этому процессу сопутствуют и негативные, разрушительные тенденции, состоящие в резком ухудшении материального обеспечения науки, утечке научных кадров в коммерческие структуры и за рубеж, снижении возможностей для развития фундаментальной науки и др.
Естественно, что и методологическая рефлексия в российской социологии, развиваясь в контексте противоречивой социальной и исследовательской ситуации, находится в переходном состоянии, характеризуется неустойчивостью, неопределенностью, противоречивостью.
Например, в последние пять лет появились новые социологические журналы с преобладающей методологической ориентацией в области как теоретической, так и эмпирической социологии: «Вопросы социологии», «Социологический журнал», «Социология: методология, методы, математические модели». Казалось бы, происходит расширение информационного пространства: оперативно публикуются переводы современных западных теоретических и эмпирических работ, активизируется обмен результатами методологических изысканий отечественных социологов. Однако эффект этих положительных тенденций существенно ослабляется разрушением информационных связей между региональными социологическими центрами, снижением издательских возможностей и посреднических систем хранения и распространения научной литературы, падением оплаты труда социологов и дороговизной изданий. Отсутствие стабильного финансирования журналов, зависимость от спонсорской поддержки делает их существование проблематичным: каждый очередной номер может оказаться последним[20].
|
|
Другой пример, В последние годы расширяется сфера приложения социологического знания инженерного уровня: существенно активизируются оперативные массовые опросы общественного мнения в сфере политики, и особенно электорального поведения, развиваются маркетинговые исследования. Этот круг общественных потребностей вызвал к жизни множество частных коммерческих социологических фирм, ускорил процессы разделения труда в сфере социологии, дифференцировал классы и уровни задач, решаемых различными социологическими службами. Выделяются социологические коллективы, ориентированные на фундаментальные социологические исследования, на подготовку социологических кадров, на оперативные исследования коммерческого характера.
|
|
Казалось бы, положительные эффекты этого процесса гарантированы разделением труда и углублением специализации социологов, что должно способствовать развитию методологической рефлексии. Однако преобладание коммерциализации социологических исследований и режим конвейерной гонки, ставший условием выживания этих структур, вовсе не способствует методологическим изысканиям социологов, занятых в этой сфере. В то же время академические структуры, традиционно занимающиеся фундаментальными исследованиями, перестают быть привлекательными для молодежи и для квалифицированных специалистов в связи с низкой финансовой обеспеченностью. Система фантов от специально созданных научных фондов при существующем уровне финансирования не способна принципиально изменить эту ситуацию. Работа в области фундаментальной социологии сегодня требует от социологов самопожертвования и житейской неприхотливости.
Можно привести и другие примеры, подтверждающие неустойчивый и противоречивый характер переходной ситуации в методологической проблематике. Ясно, что дальнейшее ее развитие зависит не только от внутринаучных процессов и усилий социологического сообщества, но и от внешних по отношению к науке общеполитических и экономических факторов. Поэтому попытаемся зафиксировать те положительные тенденции в области методологии, которые в случае успешности дальнейшего демократического развития России могут способствовать и успеху отечественной социологии.
Активизация методологической рефлексии сегодня развивается в тех же основных направлениях, которые были характерны и для «хрущевской оттепели»: переводы классических и современных работ ведущих западных социологов, повышение интереса к истории отечественной социологии, реабилитация и издание ранее запрещенных работ отечественных социологов конца XIX—начала XX вв. (дореволюционный период и советский период 20—30-х гг.), издание переводных и отечественных учебников по методологии и теории социологии, развитие методологических представлений в сфере эмпирических исследований.
Начиная с 90-х гг., были переведены и изданы работы П.Сорокина, М.Вебера, Э. Дюркгейма, В. Зомбарта, а также авторов более позднего периода — К Поппера, Р Арона, Г. Маркузе, П. Бурдье; специализированные сборники переводов, отражающих состояние американской социологической мысли: Т. Парсонс, Дж. Мид, Р Мертон и другие.
После ликвидации обязательных курсов и кафедр марксизма-ленинизма в системе высшего и среднего общего и специального образования начинает формироваться преподавание социологии. Появляются новые факультеты социологии в университетах и педагогических институтах, межфакультетские кафедры в технических вузах. Социологию начинают преподавать в техникумах и технических училищах, в школах. Методологические аспекты социологического знания включаются в учебники различных уровней и типов: для будущих специалистов-социологов, для специалистов с высшим и средним образованием как необходимый элемент общеобразовательной подготовки. Создание учебной литературы становится актуальной задачей, а изложение методологических основ социологии в виде общеобразовательного нормативного минимума социального знания — чрезвычайно важный, качественно новый этап в институционализации социологии, в становлении профессионального самосознания социологического сообщества.
Первые такие учебники, пособия, монографии уже изданы, значительная их часть подготовлена в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России», осуществленной в 1992—1994 гг. институтом «Открытое общество» на средства известного мецената Дж. Сороса, и в других программах. В их числе и книги по методологии (Г.С. Батыгин [11], И.Ф. Девятко [27], А.И. Кравченко [51], «Очерки по истории теоретической социологии XIX—начала XX века» [78], Н. Смелзер [89], С.С. Фролов [100], М.С. Комаров [47]). В ближайшие годы можно ожидать (при сохранении сложившейся ориентации на расширение преподавания социологии) появления новой волны учебников, разнообразных по читательскому адресу, тематической направленности, дидактическим решениям, стилю изложения материала и т.д.
|
|
Особенностью методологической рефлексии в отечественной социологии начала 90-х гг. является повышение интереса к теоретическим концепциям и исследовательским методам качественного анализа. Существуют различные мнения о причинах и последствиях этой новой ориентации. Как свидетельствуют публикации, число которых постоянно растет, некоторая часть исследователей считает, что происходит естественное развитие, обогащение теоретических представлений и методического обеспечения российской социологии, что речь идет не об определении отношения и выборе количественного или качественного подходов в терминах «хороший — плохой», «научный — ненаучный», но о вполне традиционной проблеме выбора исследовательского подхода, адекватного исследовательской задаче.
Сторонники крайних позиций неутомимо ищут и оглашают аргументы в пользу предпочтительного для них направления. Не вдаваясь в подробности, приведем для заинтересованного читателя публикации, отражающие ход этой дискуссии (О.М. Маслова [57], В.Б. Якубович [116], В.Ф.Журавлев [35], В.А.Ядов [114], Г.С.Батыгин, И.Ф. Девятко [13], С.А. Белановский [14]). Три года спустя после начала этой дискуссии, когда страсти несколько поутихли, стали различимы некоторые наиболее важные ее предпосылки, связанные с особенностями исследовательской ситуации в отечественной методологической культуре.
Проблемы соотношения количественной и качественной социологии по-разному существовали и осмысливались в теоретической и эмпирической советской социологии. Например, в упоминавшихся выше докладах по методологии, представленных на VII Международный социологический конгресс (1970 г.), присутствует и доклад Г.М.Андреевой «К вопросу об отношениях между микро- и макросоциологией»[21], где дается обстоятельный анализ теоретических источников качественной социологии. Восемь лет спустя был опубликован перевод коллективной монографии английских феноменологов [74], содержащий острую критику ограниченности познавательных возможностей позитивистской социологии, правда, без особо убедительных альтернативных предложений.
|
|
В рамках теоретического направления «критика буржуазной социологии» появлялись публикации, посвященные историческим и междисциплинарным предшественникам качественной социологии, ее основателям и последователям (И.С.Кон [48], Е.В. Осипова [76], Л.Г.Ионин [37], В.Дильтей [28]). В некоторых учебниках по методологии присутствовали разделы, посвященные качественной социологии (Р.Пэнто, М.Гравитц [83]), в позитивистски ориентированных учебниках приводилось описание неформализованных разновидностей методов сбора и анализа данных, используемых в качественной социологии.
Однако все эти обстоятельства не имели сколько-нибудь значимого влияния на методологию эмпирических исследований. Разрыв между теоретическим и эмпирическим уровнями социологии, традиционный для российской социологии XIX в., сохранялся и в советской социологии.
Открытие и освоение методологических принципов качественной социологии для социологов-эмпириков в значительной мере было связано с изменением социального заказа на эмпирические данные. В ситуации стабильного общества (которое политики предпочитают называть застойным), когда от социологов требовались эмпирические данные для обоснования управленческих решений и оперативная «обратная связь» в процессе их реализации, позитивистский гипотетико-дедуктивный подход был адекватным и достаточным. Дестабилизация социальной жизни с началом перестройки поставила перед социологами новые задачи, для решения которых понадобились дополнительные методологические подходы. К числу этих новых задач относятся, например, изучение изменений в социальной структуре, возникновение новых социальных общностей (фермеры, банкиры, предприниматели, «челноки», бездомные, безработные и т.д.); исследование ранее «закрытых» проблем; прогнозирование последствий планируемых реформ. Здесь зачастую не было априорной статистики, опыта предшествующих решений для разработки исходной гипотетической модели и формирования гипотез. Исследование объекта должно было осуществляться одновременно с его описанием, экспертной оценкой, интуитивным пониманием логики и возможных тенденций его развития. Поэтому социологи обращаются к неформализованным вариантам интервью (свободное, с путеводителем, биографическое, нарративное), опираясь при этом на качественное представительство немногочисленных групп, отражающих изучаемые процессы по принципу типичного объекта. Меняется не только стратегия сбора данных, но и стратегия их анализа и интерпретации.
Развитие маркетинговых исследований привело к широкой популярности метода группового фокусированного интервью («фокус-группы»), который удачно дополнил традиционные методы массовых опросов потребителей.
Особенностью этого процесса было активное сотрудничество российских и зарубежных социологов, что существенно активизировало и ускоряло освоение качественной методологии. При этом эмпирическая практика не только предшествовала осмыслению теоретических оснований, но и стимулировала методологическую рефлексию. Об этом свидетельствует расширение круга публикаций, посвященных проблемам качественной социологии: ее теоретических оснований, опыту эмпирических исследований, взаимоотношений с количественной социологией (Ж.П. Альмодовар [2], М Бургос [17], В.Фукс-Хайнритц [101], П.Монсон [71]). Появляются первые публикации результатов, отражающих отечественный исследовательский опыт использования качественной методологии в исследованиях социальной мобильности [17, 94], производственных отношений в постперестроечной России [45].
Некоторые общие выводы. Методологические проблемы социологии относятся к числу глубинных внутринаучных ее характеристик, относительно менее доступных для непосредственного воздействия политической конъюнктуры и идеологической манипуляции.
История методологической рефлексии в российской социологии убедительно показывает, что каждый раз, когда состояние социальной системы возвращается к норме, допускающей существование социологии, ее возрождение начинается с ревизии методологических принципов, которая соединяет предшествующий уровень с международным и междисциплинарным методологическим дискурсом.
Методологическая рефлексия имеет в российской социологии глубокие исторические традиции, обусловленные положением общественных наук в обществе и уровнем их развития. Как теоретическая, так и эмпирическая методология формировались в постоянном взаимодействии гносеологических принципов естественнонаучного и социального познания. В различные периоды внимание научного сообщества к этим направлениям было неодинаковым, но, в конечном счете, способствовало формированию более высокого уровня профессионального самосознания.
Современная ситуация в рассматриваемой здесь области, на наш взгляд, очень точно характеризуется наблюдением выдающегося русского статистика А.А. Чупрова, относящимся к началу XX в.: «В науке, как и в жизни, действие идет впереди размышления. Человек ходит и плавает, не раздумывая о законах равновесия твердого тела в воде и воздухе. Прочный интерес к рационализации приемов научной работы устанавливается лишь на сравнительно поздних стадиях развития науки» [104, с. 14]. И сегодня методологическая рефлексия в эмпирической социологии, как когда-то в статистике, существует чаще всего в виде опыта, сопутствующего получению содержательных результатов. Этот «побочный продукт» исследовательской деятельности социолога представляется его авторам интуитивно ясным, поэтому в качестве самостоятельного предмета исследования методологические проблемы выступают довольно редко. Социологи с большим удовольствием отвечают на вопросы о том, что и почему происходит в обществе, но вопросы о том, как получают знание, на котором базируются эти ответы, какова достоверность этого знания, чаще вызывают корпоративную тревогу, чем систематические исследования в области методологии.
История науки в целом свидетельствует, что такое состояние методологии сопутствует становлению молодых наук, активно утверждающих свое положение в обществе. В истории общественных наук это особенно заметно. В российской социологии эти сюжеты еще ждут своих исследователей.
Вместе с тем история развития методологии и методов социологии свидетельствует об устойчивом обогащении и совершенствовании их эвристического потенциала. Это обстоятельство столь очевидно, что позволяет оставаться на позициях умеренного оптимизма.
Литература
1. Алчевская Х.Д. Что читать народу? СПб., 1884. Т. 1; 1889. Т. 2; 1906. Т. 3.
2. Алъмодовар Ж. П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление
масштабов анализа // Вопросы социологии. 1992. Т. 2. № 2.
3. Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994.
4. Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпирическая социология. Крит, очерк.
М.: Мысль. 1965.
5. Андреенков В. Г., Маслова О.М. Эмпирический базис социологической науки: проблемы качества// Социологические исследования. 1987, № 6.
6. Андреенков В. Г., Сотникова Т.Н. Телефонные опросы населения. (Методические рекомендации по проведению выборочных массовых опросов). М.: ИСИ АН СССР, 1985.
7. Анский С. Народ и книга. (Опыт характеристики народного читателя). М., 1913.
8. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975.
9. Бади Б.Ш., Малинкин А.Н. Уровни «практического сознания» и стиль жизни: проблема интерпретации ответов респондента // Социологические исследования. 1982, № 3.
10. Банк Б., Виленкин А. Рабочий читатель в библиотеке. М.— Л.: Работник просвещения, 1930.
11. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995.
12. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.
13. Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Миф о «качественной» социологии // Социологический журнал. 1994, № 2.
14. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. (Учебно-методическое пособие). М.: Наука, 1993.
15. Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. колл.: В.В.Семенова, Е.Ю.Мещеркина. М.: Институт социологии РАН, 1993.
16. Болтунов А. П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М., 1916.
17. Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. 1992. Т. 2. № 2.
18. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М.: Высшая школа, 1987.
19. Величко А.Н., Подмарков В. Г. Социолог на предприятии. М.: Московский рабочий, 1976.
20. Верховская А.И. Письмо в редакцию и читатель. М.: МГУ, 1972.
21. Волович В. И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев: Наукова думка, 1974.
22. Герчиков В. И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1984.
23. Гофман А. Б. Дюркгеймовская социологическая школа // Современная западная социология. М.: Политиздат, 1990.
24. Груишн Б.А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967.
25. Давидюк Г П. Введение в прикладную социологию. Минск: Вышэйш. школа, 1975.
26. Давыдов Ю.Н. Вебер М. Современная западная социология. М.: Политиздат, 1990.
27. Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования.М.: 1996. (Программа Европейского сообщества TEMPUS/TACIS «Развитие социологии в России»).
28. Дильтей В. Понимающая психология // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.И. Ждан. М.: МГУ, 1980.
29. Докторов Б.З. Подготовка и проведение почтового опроса. Препринт научного доклада. Л.: ИСЭП АН СССР, 1986.
30. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984.
31. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980.
32 Ермолаева Е.М. Проблема выбора языка анкеты в межнациональных сравнительных исследованиях // Проблемы сравнительных исследований в социологии. М., 1987.
33. Ермолаева Е.М. Язык респондента — язык анкеты // Социологические исследования. 1987, № 1.
34. Жабский М.И. Возможности, границы и техника опроса // Социол. исследования. 1984, № 3.
35. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4М. 1993-1994, № 3-4.
36. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: Мысль, 1969.
37. Ионин Л.Г. Понимающая социология: Историко-критический анализ. М.: Наука, 1978.
38. Каблуков Н.А. Статистика. (Теория и методы статистики. Основные моменты ее развития.). 3-е изд. М., 1915.
39. Как и для чего нужно изучать читателя. Л., 1926.
40. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу/Под, ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: Политиздат, 1985.
41. Кареев Н.И. Основы русской социологии // Социологические исследования. 1995, № 8.
42 Кауфман А.А. Теория и методы статистики. М., 1912.
43 Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологические исследования. 1990, № 1.
44. Коган В.З. Из истории изучения читателей в дореволюционной России // Проблемы социологии печати: Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1969. Вып. 1. История, методология, методика.
45. Козина И.М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология: 4М. 1995, № 5-6.
46. Коклягина Л.А. Понимание языка анкеты школьниками старших классов // Проблемы сравнительных исследований в социологии. М.: ИСИ АН СССР, 1987.
47. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994.
48. Кон И. С. Кризис эволюционизма и антипозитивистские течения в социологии конца XIX—начала XX вв. // История буржуазной социологии XIX—начала XX вв. / Отв. ред. И.С. Кон. М.: Наука, 1979.
49. Коробейников B.C. Редакция и аудитория. М.: Мысль, 1983.
50. Коробкова Э. Как узнать, что думают крестьяне о наших книжках: Указания об изучении читательских интересов крестьян. М.: Крестьянская газета, 1926.
51. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: На Воробьевых, 1994; Новая школа, 1995.
52. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М.: Наука, 1971.
53. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов социальной психологии и прикладных исследований / Пер. с англ. сост. и общ. ред. М.И. Бобневой. М.: Прогресс, 1980.
54. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М.Андреевой. М.: МГУ, 1972.
55. Маслова О.М. А по какому вопросу ты плачешь?// Литературное обозрение. 1990, № 5.
56. Маслова О.М. ВЦИОМ: хроника общественного мнения периода экономических реформ. (Читательские заметки о новом журнале в контексте социологической периодики.) // Социологические исследования. 1995, № 2.
57. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: 4М. 1995, № 5—6.
58. Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социологические исследования. 1984, № 2.
59. Математические методы в социальных науках / Под ред. П.Лазарсфельда и Н.Генри. Пер. с англ. под. ред. Г.В.Осипова. М.: Прогресс, 1973.
60. Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации / Под ред. Г.В. Осипова, Ю.П. Коваленко. М.: Наука, 1968.
61. Методологические и методические основы социологического исследования. Ашхабад: Ылым, 1986.
62. Методологические и методические проблемы контент-анализа: Тезисы докладов. / Отв. ред. А.Г. Здравомыслов. М., Л., 1973. Вып. 1, 2.
63. Методологические проблемы исследования быта // Социальные исследования. М.: Наука, 1971. Вып. 7.
64. Методология и методика системного изучения советской деревни / Отв. ред. Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1980.
65 Методы изучения аудитории английского радио и телевидения / Под общ. ред. Ф.М. Бурлацкого. Отв. ред. В.В. Колбановский. Науч. ред. Б.М. Фирсов // Информационный бюллетень ССА. № 41. Серия: Переводы. Рефераты. М., 1969.
66. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Социологический опрос./ Отв. Ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука. 1990. Кн. 1.
67. Минц Л.Е. Как живет безработный / Предисл. С.Г. Струмилина. М.: Вопросы труда, 1927.
68. Минц Р. Научная постановка изучения читателя // Книгоноша. 1924, № 42.
69. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование / Пер. с болгар. М.: Прогресс, 1975.
70. Монина М.Л. Критический очерк методов и техники социологических исследований за рубежом // Информационный бюллетень № 1. Серия: Материалы, сообщения. М., 1967. (Научи, совет АН СССР по проблемам конкретных социологических исследований. Советская социологическая ассоциация. Отдел конкретных социол. исследований Института философии СССР).
71. Монсон П. Лодка на аллеях парка. М.: Весь мир, 1995.
72. Некрасов Т.А. Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности: Пересмотр оснований социальной физики Кетле. М., 1902.
73. Николаев А. Хлеба и света. Материальный и духовный бюджет трудовой интеллигенции у нас и за границей. По данным анкеты // Вестник знаний. СПб., 1913, № 6.
74. Новые направления в социологической теории / Под ред Г.В.Осипова. Пер. с англ. Л.Г. Ионина. М.: Прогресс, 1978.
75. Осипова Е.В. Дюркгейм Э. // Современная западная социология / Сост. Ю.Н. Давыдов. М.: Политиздат, 1990.
76. Осипова Е.В. Социология Георга Зиммеля // История буржуазной социологии ХIХ-начала XX века. М.: Наука, 1979.
77. Основы марксистско-ленинской социологии / Пер. с нем. Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1980.
78. Очерки по истории теоретической социологии XIX— начала XX вв.: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Наука, 1994.
79. Погосян Г.Л. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван, 1985.
80. Погост Г.А. Форма вопроса и целевая установка исследователя // Социологические исследования. 1983, № 3.
81. Проблемы социологии печати / Под ред. В.Э.Шляпентоха. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1969. Вып. 1, 2.
82. Процесс социального исследования: Вопросы методологии, методики и организации марксистско-ленинских социологических исследований / Пер. с нем. М: Прогресс, 1975. 83.
83. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1972.
84. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Наука, 1976. 2-е изд. М.: Наука, 1983.
85. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике. СПб., 1895.
86. Рукавишников В. О. Использование свободного времени городскими подростками // Социологические исследования. 1980, № 3.
87. Рукавишников В. О., Паниотто В. И., Чурилов Н.Н. Опросы населения (методический опыт). М.: Финансы и статистика, 1984.
88. Ряжских И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива// Социологические исследования. 1975, №3.
89. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.
90. Смушкова М.А. Первые итоги изучения читателя. М.— Л.: Гос. изд., 1926.
91. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992.
92. Сорокин П. Дальняя дорога. Автобиография. М.: TEPPA-TERRA, 1992.
93. Струмилин С. Г. Избранные произведения. М.: Наука, 1964. Т. 3.
94. Судьбы людей: Россия XX век. Биографии семей как объект социологического исследования / Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М., 1996.
95. Тахтарев К.М. Социология, ее краткая история, научное значение, основные задачи, система и методы. Пг.: Издательское Товарищество Кооперативных Союзов «Кооперация», 1917. Приложение: Указатель литературы по главнейшим вопросам социологии. (Труды Петроградск. Кооп. Ин-та, учрежден. Обвом Оптовых закупок для Потреб. Об-в.)
96. Токаровский Г. С. Письма трудящихся как источник социальной информации / Социологические проблемы общественного мнения и деятельность средств массовой информации. М.: ИСИ АН СССР, 1979.
97. Федоров И. В. Причины пропуска ответов при анкетном опросе // Социологические исследования. 1982, № 2.
98. Фомичева И.Д. Методика конкретных социологических исследований и печать. М.: МГУ, 1980.
99. Фридьева Н., Валика Д. Изучение читателя: Опыт методики / Под ред. М.А.Смушковой. М.-Л., 1926
100. Фролов С. С. Социология. М.: Наука, 1994.
101. Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод в социологии: История, методология, практика / Ред. колл. В.В.Семенова, Е.Ю.Ме-щеркина. М.: ИС РАН, 1994.
102. Хлебцевич Е.И. Массовый читатель и работа с книгой. М.: Учпедгиз, 1936.
103. Человек и его работа: Социологическое исследование / Под ред. А.Г.Здраво-мыслова, В.П.Рожина, В.А.Ядова. М.: Мысль, 1967.
104. Чупров А.А. Очерки по теории статистики. Спб., 1910.
105. Шафир Я.М. Изучение читателя // Журналист. 1924, № 13.
106. Шафир Я.М. Газета и деревня. М.: Красная новь, 1924.
107. Шафир Я.М. Очерки психологии читателя. М.—Л., 1927.
108. Шафир Я.М. Рабочая газета и ее читатель. М., 1926.
109. Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М.: Статистика, 1973.
110. Шубкин В.Н. Пределы // Новый мир. 1978, № 2.
111. Шуман Г., Прессер С. Открытый и закрытый вопрос // Социологические исследования. 1982, № 3.
112. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.
113. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Тарту: ТГУ, 1968; М.: Наука, 1972; 2-е изд., переработ, и дополн, М.: Наука, 1987; изд. переработ, и дополн., Самара: Самарский университет, 1995.
114. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М. 1991, № 1.
115. Яковенко Ю.И., Паниотто В.И. Почтовый опрос в социологическом исследовании. Киев: Наукова думка, 1988.
116. Якубович В. Б., Качественные методы или качество результатов? // Социология: 4М. 1995, № 5-6.
117. Converse J. Survey Research in the United States. Roots and Emergence 1890-1960. University of California Press, Berkley, Los Angeles, London, 1986.
Литература к § 6
1. Айвазян C.A. и др. Классификация многомерных наблюдений. М.: Статистика, 1974.
2. Айвазян С.А. и др. Прикладная статистика. М.: Финансы и статистика, 1983, 1985, 1989. Ч. 1,2, 3.
3. Алгоритмы анализа данных социально-экономических исследований / Под. ред. Б.Г. Маркаряна. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1982.
4. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков и др. М.: Наука, 1985.
5. Анализ нечисловых данных в системных исследованиях. М.: ВНИИСИ, 1982. Вып. 10.
6. Анализ социологической информации с применением ЭВМ. / Отв. ред. В.И.Молчанов, Н.И.Михайлова. М.: ИСИ АН СССР, 1973, 1976. Ч. 1, 2.
7. Аргунова К.Д. Качественный регрессионный анализ в социологии: Методическое пособие. М.: ИСАИ СССР, 1990.
8. Бестужев-Лада И.В., Варыгин В.Н., Малахов В.А. Моделирование в социологических исследованиях. М.: Наука, 1978.
9. Будилова Е.В., Гордон Л.А., Терехин А. Т. Электораты ведущих партий и движений на выборах 1995 г. (Многомерно-статистический анализ) // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. № 2.
10. Витяев Е.Е. Обнаружение закономерностей, выраженных универсальными формулами // Эмпимрическое предсказание и распознавание образов. Вычислительные системы. Новосибирск, 1979.
11. Гаврилец Ю.Н. Целевые функции социально-экономического планирования. М.: Экономика, 1983.
12. Гаврилец Ю.Н., Ефимов Б.А. Изменение предпочтений индивидов в социальной среде // Экономика и математические методы. 1997, № 5.
13. Гарипов Я.З., Аргунова К.Д. Анализ факторов распространения двуязычия в СССР// Социологические исследования. 1980, № 3.
14. Гарипов Я.З., Рысков КН. Опыт построения типологии нациально-административных территорий с помощью машинной классификации // Социологические исследования. 1979, № 3.
15. Гордон Л., ТерехинА., Сиверцев М. Выделение социально-демографических типов методом кластер-анализа и определение их связи с типами поведения // Рабочий класс, производственные коллективы, научно-техническая революция. М.: ИМРД АН СССР, 1971.
16. Давыдов А.А. Модульный анализ и конструирование социума. М.: ИС РАН, 1994.
17. Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л.: Наука, 1979.
18. Докторов Б.З. Повышение возврата анкет при почтовом опросе // Социологические исследования. 1981, № 3.
19. Елисеева И.И., Рукавишников В. О. Группировка, корреляция, распознавание образов. М.: Статистика, 1977.
20. Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Логика прикладного статистического анализа. М.: Финансы и статистика, 1982.
21. Загоруйко И.Г. Методы распознавания и их применение. М.: Советское радио, 1972.
22. Загоруйко И.Г., Самохвалов К.Ф., Свириденко Д.И. Логика эмпирических исследований. Новосибирск: Наука, 1978.
23. Заславская Т.Н., Мучник И.Б. Лингвистический метод классификации многомерных социальных объектов // Методологические вопросы изучения социальных процессов / Под. ред. А.Г. Аганбегяна, Т.И.Заславской. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1974.
24. Заславская Т.Н., Мучник И.Б. Об одном методе классификации объектов в социологии//Социологические исследования. 1974, № 1.
25. Измерение и моделирование в социологии / Отв. ред. Ю.П. Воронов. Новосибирск: Наука, 1969.
26. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1987.
27. Исследования по вероятностно-статистическому моделированию реальных систем / Научи, ред. С.А. Айвазян. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1977.
28. Кочанов Ю.Л. Территории в семантическом пространстве эмоциональных оценок// Российский монитор: Архив современной политики. 1992. Вып. 1.
29. Клигер С.А., Косолапое М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1988.
30. Ковалевский А. Г. Основы теории выборочного метода. Саратов, 1924. (См. также: Вестник статистики. 1925, № 1-3.)
31. Количественные методы в социальных исследованиях. Информ. бюлл. ИКСИ АН СССР и ССА. М.: ИКСИ АН СССР, 1968, № 8.
32. Количественные методы в социологии / Ред. колл. АТ. Аганбегян, Г.В.Осипов, В.Н. Шубкин. М.: Наука, 1966.
33. Комплексное применение математических методов в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Г.Г. Татарова, Ю.Н. Толстова. М.: ИСИ АН СССР, 1983.
34. Комплексный подход к анализу данных в социологии / Отв. ред. В.Г.Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: ИСАИ СССР, 1989.
35. Косолапов М. С. Классификация методов пространственного представления структуры исходных данных // Социологические исследования. 1976, № 2.
36. Косолапов М.С. Типология шкал как основа адекватной интерпретации исходных данных // Сравнительный анализ и качество эмпирических социологических данных / Отв. ред. В.Г. Андреенков, М.С. Косолапов. М.: ИСАН СССР, 1984.
37. Крылов В.Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990.
38. Лакутин О.В. Сопоставление коэффициентов связи в свете теории оцифровок // Социологические исследования. 1986, № 4.
39. Лбов Г. С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных. Новосибирск: Наука, 1981.
40. Логвиненко А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М.: Изд-во МГУ, 1993.
41. Максименко В. С., Паниотто В.И. Зачем социологу математика. Киев: Радянська школа, 1988.
42. Мартынова Н.В. О многомерном измерении в социологии // Философские науки. 1970,№ 5.
43. Маслов П.П. Статистика в социологии. М.: Статистика, 1971.
44. Математика в социологии: моделирование и обработка информации / Пер. с англ. Л.Г. Черного. Ред. А.Г. Аганбегян, Ф.М.Бородкин. М.: Мир, 1977.
45. Математика и социология / Научи, ред. Ф.М. Бородкин. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО АН СССР, 1972.
46. Математико-статистические методы анализа данных в социологических исследованиях / Отв. ред. Т.В. Рябушкин. М.: ИСИ АН СССР, 1980.
47. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1989.
48. Математические методы в социологии / Науч. ред. Ф.М. Бородкин. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1974.
49. Математические методы в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н.Толстова. М.: ИСИ АН СССР, 1984.
50. Математические методы в социологическом исследовании /Отв. ред. Т.В. Рябушкин. М.: Наука, 1981.
51. Математические методы и модели в социологии / Отв. ред. В.Н. Варыгин. М.: ИСИ АН СССР, 1977.
52. Математические методы и модели в социологии. / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: ИСАН СССР, 1991. Вып. 1, 2.
53. Математическое моделирование в социологии: Методы и задачи / Отв. ред. Ф.М. Бородкин, Б.Г. Миркин. Новосибирск: Наука, 1977.
54. Математическое моделирование и применение вычислительной техники в социологических исследованиях / Отв. ред. Т.В. Рябушкин. М.: ИСИ АН СССР, 1980.
55. Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации / Авт.: Ю.П. Коваленко и др. М.: Наука, 1968.
56. Методологические проблемы использования математических методов в социологии / Отв. ред. Т.В.Рябушкин. М.: ИСИ АН СССР, 1980.
57. Методы моделирования и обработка информации / Отв. ред. К.А. Багриновский, Е.Л. Берлянд. Новосибирск: Наука, 1976.
58. Методы современной математики и логики в социологических исследованиях / Отв. ред. Э.П. Андреев. М.: ИСИ АН СССР, 1977.
59. Методы социологических исследований: 3-я Всес. конф. / Отв. ред. Ю.Н. Толстова. М.: ИСАИ СССР, 1989. Вып. I-V.
60. Миркин Б.Г. Анализ качественных признаков и структур. М.: Статистика, 1980.
61. Миркин Б.Г. Группировки в социально-экономических исследованиях: Методы построения и анализа. М.: Финансы и статистика, 1985.
62 Многомерный анализ социологических данных: Методические рекомендации, алгоритмы, описание программ / Отв. ред. В.Г.Андреенков, Ю.Н.Толстова. М.: ИСИАН СССР, 1981.
63. Многомерный статистический анализ в социально-экономических исследованиях / Науч. ред. С.А.Айвазян, А.А.Френкель. М.: Наука, 1974.
64 Модели агрегирования социально-экономической информации / Науч. ред. Б.Г.Миркин. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1978.
65 Модели анализа данных и принятия решений / Под ред. Б.Г.Миркина. Новоси бирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1980,
66. Модели и методы исследования социально-экономических процессов / Отв. ред. Ю.Н. Гаврилец, В.М. Петров. М.: ЦЭМИ, 1975.
67 Модели социально-экономических процессов и социальное планирование / Науч. ред. Ю.Н.Гаврилец. М.: Наука, 1979.
68 Моделирование социально-экономических процессов: Обзорная информация. Серия: Методология статистики. М.: Госкомстат, 1989.
69. Моделирование социально-экономических процессов: качественные гипотезы и имитационный подход / Науч. ред. Г.А.Волчек. и др. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1976.
70 Моделирование социальных интересов / Отв. ред. Ю.Н. Гаврилец. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1990.
71. Моделирование социальных процессов: Учебное пособие / Н.П. Тихомиров, В.Я. Райцин, Ю.Н. Гаврилец, Ю.Д. Спиридонов М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1993.
72. Моделирование социальных процессов / Отв. ред. Э.П Андреев, Ю.Н. Гаврилец. М.: Наука, 1970.
73. Моделирование социальных факторов в экономико-математических исследованиях / Отв ред. Ю.Н. Гаврилец, Б.Г.Миркин. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1985.
74. Мучник И.Б., Новиков С.Г., Петренко Е.С. Метод структурной классификации в задаче построения типологии городов по социально-демографическим характеристикам населения// Социологические исследования. 1975, № 2.
75 Опыт применения ЭВМ в социологических исследованиях / Отв. ред. В.И. Молчанов. М.: ИСИ АН СССР, 1977.
76. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М.: Наука, 1979.
77. Орлов А.И. Статистика объектов нечисловой природы: Обзор // Заводская лаборатория. 1990, № 3.
78. Остов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977.
79 Паниотто В. И. Качество социологической информации (методы оценки и процедуры обеспечения). Киев: Наукова думка, 1986.
80 Паниотто В.И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка. 1982.
81. Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983.
82 Перекрест В. Т. Нелинейный типологический анализ социально-экономической информации. Л.: Наука, 1983.
83. Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992.
84. Проверить алгеброй гармонию (размышления о месте математики в социологии)//Социологические исследования. 1989, № 6.
85. Применение математических методов и ЭВМ в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г.Андреенков, Ю.Н.Толстова. М.: ИСИ АН СССР, 1982.
86. Применение факторного и классификационного анализа для типологизации социальных явлений / Науч. ред. Т.И.Заславская, Б.Г.Миркин. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1976.
87. Проектирование и организация выборочного социологического исследования / Отв. ред. Е.С.Петренко. М.: ИСИ АН СССР, 1977.
88. Распознавание образов в социальных исследованиях / Отв. ред. Т.И. Заславская, Н.Г. Загоруйко. Новосибирск: Наука, 1968.
89. Ростовцев П. С., Костин В. С. Автоматизация типологического группирования. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1995.
90. Ростовцев П.С., Смирнова Н.Ю., Корнюхин Ю.Г., Костин B.C. Анализ таблиц сопряженности неальтернативных признаков. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1995.
91. Саганенко Г.И. Социологическая информация: статистическая оценка надежности исходных данных социологического исследования. Л.: Наука, 1979.
92. Саганенко Г.И. Надежность результатов социологического исследования. Л.: Наука, 1983.
93. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Отв. ред. В.А. Ядов. Л.: Наука, 1979.
94. Сатаров Г.Л. Математика в социологии: стереотипы, предрассудки, заблуждения // Социологические исследования. 1986, № 3.
95. Сатаров Г.А. Структура политических диспозиций россиян: от политики к экономике // Российский монитор: Архив современной политики. 1992. Вып. 1.
96. Социология и математика. Международный сборник / Ред. колл.: А.Г. Аганбегян и др. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1970.
97. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Отв. ред. Г.В.Осипов. М.: Наука, 1979.
98. Статистические методы анализа экспертных оценок / Науч. ред. Ю.Н. Тюрин, А.А. Френкель. М.: Наука, 1977.
99. Статистические методы в общественных науках / Отв. ред. А.И. Ракитов. М.: ИНИОН, 1982.
100. Таганов И.Н., Шкаратан О.И. Исследование социальных структур методом энтропийного анализа // Вопросы философии. 1969, № 5.
101. Татарова Г.Г. Типологический анализ времяпрепровождения рабочих промышленности // Труд, быт и отдых трудящихся: динамика показателей времени, 1980-1990-е годы. М.: ИСАИ СССР, 1990.
102. Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии. М.: Наука, 1993.
103. Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. М. Наука, 1986.
104. Типология и классификация в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1982.
105. Типология несоциалистических стран: Опыт многомерно-статистического анализа. М.: Наука, 1976.
106. Типология потребления / Отв. ред. С.А.Айвазян, Н.М. Римашевская. М.: Наука, 1978.
107. Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М.: Наука, 1991.
108. Толстова Ю.Н. Обобщенный подход к определению понятия социологического измерения // Методология и методы социологических исследований / Науч. ред. О.М.Маслова. М.: ИС РосАН, 1996.
109. Трофимов В.А. Экспериментальное обоснование методов качественного факторного анализа // Методы анализа многомерной экономической информации / Отв. ред. Б.Г. Миркин. Новосибирск: Наука, 1981.
ПО. Тюрин Ю.Н., Литвак Б.Г., Орлов А.И., Сатаров Г.А., Шмерлинг Д.С. Анализ нечисловой информации. М.: Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика», 1981.
111. Хованов Н.В. Математические основы теории шкал измерения качества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982
112 Цыба В. Т. Математико-статистические основы социологических исследований. М.: Финансы и статистика, 1981.
113 Чесноков С.В. Детерминационный анализ социально-экономических данных. М / Наука, 1982.
114. Чесноков С.В. Основы гуманитарных измерений. М.: Наука, 1986.
115. Чупров А.А. Очерки по теории статистики. СПб., 1910.
116 Шведовский В.А. Детерминизм и статичность в динамических моделях // Социологические исследования. 1985, № 1.
117. Шляпентох В.Э. Проблемы репрезентативности социологической информации. М Статистика, 1976.
118. Экспертные методы в системных исследованиях. М.: ВНИИСИ, 1979.
119 Andreenkov V. G., Tolstova Ju. Brief Overview of Soviet literature on Mathematical Methods of Sociology (1973-1983) // BMS (Bulletin de Methodology Sociologique). Juillet. 1985, №7.
Раздел второй. Проблемы социальной дифференциации
Глава 4. Социальная структура и стратификация (З.Голенкова, Е.Игитханян)