Политологи и политики-реформаторы давно уже осознали опасность подрыва государственной системы представительной демократии со стороны групп, выражающих особые политические интересы, например корпораций или профсоюзов. В конце XIX в. прогрессивные реформаторы утверждали, что Дж.П. Морган и другие финансовые и промышленные магнаты по своему желанию могли "покупать" представителей государственной власти. Критики Франклина Д. Рузвельта утверждали, что все основные политические решения ему приходится "обсуждать с Сидни". Речь шла о Сидни Хиллмане, руководителе комитета политического действия КПП (КПП - Конгресс производственных профсоюзов. Ред.), преданном стороннике Рузвельта. В результате расследования "уотергейтского дела" в начале 70-х годов было выявлено, что политические деятели регулярно получали огромные взятки за поддержку интересов взяткодателей.
В 1974 г. Конгресс принял закон, ограничивающий тайные платежи корпораций и профсоюзов. Согласно этому закону, комитетам политического действия разрешалось вносить по 5000 долл. на предварительные и всеобщие выборы. Подразумевалось, что с помощью этого закона можно будет направлять и регулировать денежные пожертвования такого рода. Никто не предвидел, что произойдет через 10 лет после принятия закона.
|
|
Число комитетов политического действия начало расти с бешеной скоростью. Их количество увеличилось со 113 в 1972 г. до 2551 в 1980 г. и 3149 в 1982 г. Они включали не только прочно укоренившиеся группы вроде Национальной стрелковой ассоциации и Национальной ассоциации торговцев автомобилями, но и такие специфические объединения, как "Уоте" КПД, представляющий корпорацию Уотербургера, а также КПД "румын, выступающих за сильную Америку", и КПД "Гавайских борцов за достойное правительство". Согласно подсчетам, одни лишь выплаты кандидатам на выборах в Конгресс возросли с 10 млн. долл. в 1972 г. до 80 млн. долл. в 1982 г., а общая сумма платежей на всех политических уровнях в 1982 г. достигла 240 млн. долл.
Эта тенденция привела к одному серьезному последствию - стало очевидно, что голоса на выборах в Конгресс можно "покупать" с помощью взяток. Например, Национальная ассоциация по торговле автомобилями вручила несколько тысяч долларов руководителям комитета по контролю торговлей и использованием энергии. Поэтому они проголосовали против предложения о том, что продавец должен сообщать покупателям об известных ему дефектах подержанных автомобилей В конечном итоге это предложение было отвергнуто Конгрессом. Еще один пример. Профсоюзы и деловые круги заключили союз, способствовавший принятию закона о фиксированных ценах в судостроении (между прочим, они были повышены почти на 50 процентов). В целом эти группы выплатили почти 50 000 долл. членам комитета торгового флота. Комитет проголосовал за принятие закона (33 голоса - "за", 0 - "против"), и он был принят палатой представителей Конгресса (350 голосов - "за", 33 - "против"); обсуждение продолжалось лишь 40 минут (Изааксон, 1982).
|
|
Политическая поддержка групп, имеющих возможность платить за это большие деньги, не представляет собой ничего нового, однако распространение подобного явления угрожает двум традиционным принципам политического процесса в США. Во-первых, это еще больше ослабляет контроль политических партий над деятельностью их членов; члены партии заключают различные сделки с группами, преследующими свои особые интересы и иногда в следствии этого выходят из партии. Во-вторых, а это еще более серьезная проблема, под влиянием извне политические деятели готовы предать интересы своих избирателей, что подрывает сам демократический процесс.
В этом проявляется не только тенденция к разрушению основных принципов американского политического процесса. Деятельность комитетов политического действия обнаруживает многие общие черты, характерные для политической жизни.