Основные характеристики цвета: чистота, насыщенность

Насыщенность – степень выраженности цветового тона. Насыщенность является показателем силы и чистоты цвета. Наиболее насыщенные цвета как правило используются для выделения акцентов.

Насыщенность любого тона уменьшается от добавления к нему ахроматического цвета – белого, черного или серого. При добавлении белого и более светлого серого уменьшается насыщенность и увеличивается светлота, при добавлении черного и более темного серого уменьшается насыщенность и светлота, при добавлении равного серого уменьшается насыщенность. При смешивании двух хроматических цветов в большинстве случаев насыщенность получившегося цвета меньше насыщенности исходных тонов. Поэтому чем больше ваш набор красок, тем большими возможностями к воспроизведению сильных тонов вы обладаете.

Насыщенность не следует путать с интенсивностью. Наиболее интенсивны тона с насыщенностью 100% (100% цветового пигмента в красочной смеси) и средней светлотой. Очень светлые и темные тона выглядят не слишком интенсивными даже при 100% насыщенности.

Насыщенность цвета - это второй субъективный признак цвета, характеризующий силу, интенсивность ощущения цветового тона. Среди ряда цветов одного тона, например среди синих цветов, можно выделить те, у которых сильнее выражен синий тон; и которые воспринимаются как ярко синими. Насыщенность цвета ассоциируется в нашем сознании с количеством красящего вещества, например, с его концентрацией в краске, а также с его чистотой. Например, увеличивая концентрацию красителя или, иначе говоря, насыщая им раствор, мы тем самым увеличиваем насыщенность цвета этого раствора. Увеличивая содержание пигмента в краске, мы также увеличиваем ее насыщенность. Насыщенность цвета предметов проявляет себя максимально, если предметы освещены светом этого цвета. Натренированный наблюдатель при дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 16 ступеней (градаций) насыщенности. (Таким образом, пространство цветового охвата человека состоит из 1880 оттенков чистых цветов, а оттенки смешенных цветов представляют очень большое, но конечное множество цветов.) При пониженном освещении число различимых цветов заметно сокращается. Кроме того, резко меняется представление о цветовом тоне если освещение цветное. Ночью (при голубом лунном свете) все кошки черные. Ощущения цветности и насыщенности можно приближенно выразить объективными характеристиками излучений. Так, цветовой тон выражают длиной волны монохроматического излучения, который в смеси с белым светом дает такое же зрительное ощущение цвета, как характеризуемый объект. Длина волны этого монохроматического излучения называется доминирующей длиной волны. Насыщенность при этом количественно выражается чистотой цвета, которая представляет собой долю монохроматического потока в смеси его с белым светом. Короче говоря, чистоту цвета определяют отношением мощности монохроматического излучения к мощности суммарных излучений видимого спектра, которые создают заданный цвет. Чем больше мощность монохроматического излучения в смеси и чем меньше мощность белого света, тем выше чистота цвета. Спектральные цвета имеют максимальную чистоту, равную единице. В спектральных цветах света равна нулю.

Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистыми цветами в спектре считаются только три: красный, жёлтый, синий. Эти цвета называются первичными или основными. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие, нежели физическое: «не чистый» оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.

Чистота цвета — одна из используемых характеристик цвета; восприятие кажущейся концентрации цветового тона. В «общепринятых» системах цветовосприятия чистота является субъективной, неформализованной величиной.

Чистота цвета стимула определяет степень приближения этого цвета к цвету той части спектра, которая обозначается доминирующей длиной волны рассматриваемого стимула.

Восприятие чистоты цвета

Проявляется при рассмотрении двух изолированных лучей света с одинаковыми по ощущению цветовым тоном и яркостью, но разной чистотой. Таким примером могут служить красный и розовый цвета. Можно считать, что каждое ощущение содержит хроматическую и ахроматическую составляющие. В ощущении розового содержится малая доля хроматической составляющей (цветового тона); отсюда следует, что у розового цвета низкая воспринимаемая чистота. Могут восприниматься цвета, имеющие воспринимаемую чистоту 100%; это означает, что они содержат только хроматическую компоненту. Многие из таких цветов воспроизводятся монохроматическим светом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: