Организационно-методические рекомендации

Преподавание учебного курса «Уголовный процесс» предусматривает изучение перечня нормативных и литературных источников, посвященных вопросам уголовного судопроизводства, в том числе: УПК РФ с учетом всех изменений в действующем законодательстве; положений Конституции РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных особенностям применения норм УПК РФ; ряда международных актов (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 5, 6), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 14) и др.).

При чтении лекций необходимо раскрыть сущность правовых институтов, относящихся к деятельности участников процесса на разных его стадиях в условиях состязательности и равноправия сторон, а также особенности применения принципа презумпции невиновности и иных принципов уголовного судопроизводства. При чтении лекций особое внимание уделяется основным методологическим и наиболее сложным вопросам уголовно-процессуального права и законодательства.

Целью семинарских занятий является не только контроль знаний студентов, но и привитие навыков устных публичных выступлений, обоснования своей позиции, формирование умений участвовать в полемике, выдвигать аргументы и отстаивать свою точку зрения. Все темы курса нуждаются в дополнительном, самостоятельном изучении и в особенности те, по которым не предусмотрено проведение семинарских занятий. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в ходе индивидуальных собеседований, выступлений студентов на конференциях и семинарах и руководства подготовкой письменных работ.

На семинары выносятся вопросы, требующие углубленного изучения понятий, процедур, особенностей толкования действующего законодательства. Подготовка студентов к семинарским занятиям включает (в том числе в виде докладов) ознакомление: с соответствующими разделами учебников, нормативными источниками, рекомендуемой правовой литературой и архивными уголовными делами.

В целях формирования у студентов навыков применения на практике конституционных принципов уголовного судопроизводства при изучении вопросов доказывания, функциональных особенностей деятельности участников процесса, особенностей производства в традиционном судеб-ном разбирательстве и суде присяжных необходимо использовать роле-вые игры (имитация заседаний предварительного слушания и судебного разбирательства, разрешение участниками процесса конфликтных задач-ситуаций, связанных с доказыванием и принятием решений на разных этапах судопроизводства).

Одной из форм изучения уголовного процесса наряду с лекциями, семинарами (в том числе и в виде ролевых игр) является самостоятельная работа - написание курсовых, контрольных работ, участие в научных конференциях, изучение нормативных и научных источников. Кроме того, студенты должны участвовать в консультациях и индивидуальных собеседованиях.

Написание курсовой и контрольной работ является дополнительной формой самостоятельной работы студента, в которой подводятся итоги его научно-исследовательской деятельности, дается анализ источников (изученных нормативных актов и литературы), отражается позиция автора по спорным вопросам темы. Примерная тематика работ прилагается к программе, но по согласованию с преподавателем может быть избрана и иная тема. Подготовка курсовой, контрольной работ ведется под непосредственным руководством преподавателя: согласовывается план работы, определяются источники (правовые акты и литература), обсуждаются позиции студента по спорным вопросам, содержащимся в этих источниках.

Объем работы не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста (интервал полуторный, шрифт 14 кегля). Работа делится на три части: введение, основная часть и заключение. Введение (4-5 страниц) содержит обоснование темы и краткий анализ литературы, посвященной теме. Объем основной части составляет 15-20 страниц. В работе должны быть сноски и указания на цитируемые положения, статистических данных. Заключение (2-3 страницы) должно содержать выводы автора по изученной проблеме и конкретные предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения. Работа завершается списком использованной литературы - перечнем законодательных актов и научных источников (монографий, учебников, статей из периодических изданий).

Изучение студентом материала должно носить системный характер, что обусловит успешную его подготовку к экзамену. Требования, предъявляемые на экзамене, обусловлены программой учебной дисциплины. Основываясь на содержании программы учебной дисциплины, планах семинарских занятий, перечне вопросов к экзамену, студенту в течение всего года (семестра), а также непосредственно в течение времени, отводимого для подготовки к экзамену, необходимо для каждого изучаемого или подлежащего изучению вопроса подобрать учебную, научную литературу, международные акты, нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные акты высших судебных органов, приговоры (постановления, определения) судов по конкретным делам, конспект лекций, собственные записи, которые вел студент в ходе самостоятельной работы с теми или иными источниками, материалами, включая письменные работы (рефераты, эссе и т.д.), тезисы научных сообщений и докладов, обратить внимание и осветить проблемные, дискуссионные моменты, постараться сформировать свое мнение по нему либо разделить точку зрения и доводы, изложенные в литературе, с обоснованием такой позиции и приведением аргументов против высказываний оппонентов избранного подхода.

Тематический план

дисциплины Уголовный процесс

для студентов 3 курса (очная форма обучения)

Тема Всего часов Ауд. часов В том числе Сам. раб.
Лекц. Пр. зан.
           
5 семестр
Тема 1 Понятие уголовного судопроизводства (уголовного процесса). Назначение уголовного судопроизводства          
Тема 2 Уголовно-процессуальное право и его характеристика          
Тема 3 Принципы уголовного судопроизводства     -    
Тема 4 Участники уголовного судопроизводства          
Тема 5 Доказательства и доказывание          
Тема 6 Меры уголовно-процессуального принуждения          
Тема 7 Ходатайства и жалобы     -    
Тема 8 Процессуальные сроки. Процессуальные издержки          
Тема 9 Реабилитация     -    
Тема 10 Возбуждение уголовного дела          
Тема 11 Общая характеристика стадии предварительного расследования.     -    
Тема 12 Следственные действия          
Тема 13 Привлечение лица в качестве обвиняемого     -    
Тема 14 Приостановление и возобновление предварительного следствия     -    
Тема 15 Формы окончания предварительного расследования          
Тема 16 Дознание как форма предварительного расследования          
Тема 17 Судебный контроль за законностью и обоснованностью действий и решений досудебном производстве     -    
Зачет          
ВСЕГО за 5 семестр          
6 семестр
Тема 18 Порядок подготовки к судебному заседанию.          
Тема 19 Судебное разбирательство. Общие условия судебного разбирательства          
Тема 20 Порядок (части) судебного разбирательства          
Тема 21 Особый порядок судебного разбирательства. Особенности производства у мирового судьи. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей          
Тема 22 Производство в суде апелляционной инстанции          
Тема 23 Исполнение приговора     -    
Тема 24 Производство в суде кассационной инстанции          
Тема 25 Производство в суде надзорной инстанции. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств          
Тема 26 Особенности производства по отдельным категориям дел          
Тема 27 Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц          
Тема 28 Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства     -    
Экзамен          
ВСЕГО за 6 семестр          
ВСЕГО за год          

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: