Производственный леверидж (leverage - рычаг) – механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточности.
Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на разделении затрат на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем сильнее зависимость прибыли от изменения выручки.
L = (Px - bx)/NP или L = (a + NP)/NP=1 + a/NP
Эl = ΔNP/ΔPx, где
ΔNP – изменение прибыли, %;
ΔPx – изменение выручки, %.
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда оно еще не преодолело точки безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличия определенного запаса прочности требования к экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды организация может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных средств.
Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирования