Анализ объема реализации

От объема реализации зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д. Следовательно, анализ объема реализации необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год.

Первый этап:

В процессе анализа фактические данные по объему реализации сравниваются с базовыми: плановыми, данными предшествующих периодов. При этом первоначально проводят сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, рассчитывают темп роста, относительные и абсолютные отклонения.

Если выручка определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:

ГП н.п.. + ТП = РП + ГП к.п..

где ГП н.п.. – готовая продукция на складе на начало периода;

ТП – выпуск товарной продукции в течение периода;

РП – реализованная продукция в течение периода;

ГП к.п.. – готовая продукция на складе на конец периода;

Валовая продукция – все что произвели, включая НЗП. Факторная модель:

РП = ТП + ГП н.п..ГП к.п..

Факторы влияния:

· изменение остатков готовой продукции на начало периода;

· изменение выпуска товарной продукции;

· изменение остатков готовой продукции на конец периода.

Факторный анализ проведем методом цепных подстановок.

1. Влияние изменения выпуска товарной продукции на прирост объема реализации:

D РПТП = D ТП

2. Влияние остатков готовой продукции на начало периода на прирост объема реализации:

D РПГП н.п. = D ГПн.п.

3. Влияние изменения остатков готовой продукции на конец периода на прирост объема продаж:

D РПГП к.п. = – D ГПк.п.

Если выручка определяется по оплате отгруженной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:

ГП н.п. + ТП + О н.п. = РП + ГП к.п. + О к.п.

где О н.п. – остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на начало периода;

О к.п. – остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на конец периода;

Факторная модель в этом случае будет:

РП = ТП + (ГП н.п.ГП к.п.) + (О н.п.О к.п.)

Факторы влияния:

1. изменение товарной продукции;

2. изменение остатков готовой продукции на начало и конец периода;

3. изменение выпуска отгруженной, но неоплаченной продукции на начало и конец периода.

Влияние факторов на прирост объема реализации определяется следующим образом:

D РПТП = D ТП

D РПГП н.п. = D ГПн.п.

D РПГП к.п. = – D ГПк.п.

D РПО н.п. = D Он.п.

D РПО к.п. = – D Ок.п.

Второй этап анализа реализованной продукции: анализируется выполнение договорных обязательств по поставкам готовой продукции, поскольку их невыполнение может привести к штрафным санкциям, а, следовательно, потере прибыли (т.к. штрафы выплачиваются за счет прибыли).

Кроме того, в условиях конкуренции предприятие в этих случаях может потерять рынок сбыта со всеми вытекающими отсюда последствиями (спад объема реализации ® спад производства).

Третий этап анализа – анализируется выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом за весь отчетный период в целом по предприятию и в разрезе отдельных потребителей и видов продукции.

Выясняются причины невыполнения плана поставок, дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

В процессе анализа необходимо также изучить причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженных покупателю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: