1. Подготовка к проведению проверки - планирование.
2. Решение вопроса о необходимости участия в проверке сотрудников органов внутренних дел.
3. Проведение проверки (проверка документов, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления, о полноте и своевременности уплаты налогов):
1. устранение нарушений, выявленных при предыдущей проверке;
2. проверка соответствия бухгалтерского учета и налоговой отчетности;
3. проверка соответствия данных налогового учета данным синтетического и аналитического учета;
4. проверка полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете операций, влияющих на формирование налоговой базы (анализ кредитовых оборотов по счетам бухгалтерского учета, а также соответствия данных бухгалтерского учета и первичных документов);
5. проверка правильности применения цен (ст. 40 НК РФ);
6. проверка обоснованности применения налоговых льгот и ставок (в том числе проверка ведения раздельного учета);
7. проверка выполнения обязанностей налогового агента;
|
|
8. проверка правового оформления хозяйственных операций;
9. анализ операций, по которым часто бывают нарушения.
4. Использование дополнительных методов.
5. Проверка обособленных подразделений (срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе их проверять независимо от проведения проверок самой организации).
6. Оформление результатов проверки, выявление типичных нарушений.
В Кодексе установлено, что срок проведения налоговой проверки составляет два месяца, начинает течь со дня вынесения решения о ее назначении и заканчивается днем составления справки о проведенной проверке.
Срок может быть продлен, - до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести (ранее - только до трех месяцев).
В то же время предусмотрено право налогового органа приостановить проведение выездной проверки по решению руководителя (или заместителя руководителя).
Общий срок, на который может быть приостановлена проверка, - не более шести месяцев. Если же проверка приостанавливалась для получения сведений от иностранных госорганов и в шестимесячный срок сведения получены не были - срок приостановления продлевается еще на три месяца.
В течение одного календарного года налоговые органы не могут проводить более двух выездных проверок вне зависимости от проверяемого налога и периода, но самостоятельные выездные проверки в отношении филиалов и представительств при этом не учитываются. Также выездная проверка сверх этого ограничения может быть проведена на основании решения руководителя ФНС России.
|
|
Повторной проверкой может быть охвачен только трехлетний срок, предшествовавший году вынесения решения о назначении повторной проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Предусмотрен следующий порядок проведения:
1-й этап. После принятия налоговой отчетности проводится визуальная проверка представленных документов (налоговых деклараций и расчетов), которая включает проверку полноты представленных документов, наличия всех предусмотренных реквизитов, четкости оформления и отсутствия исправлений.
2-й этап. В процессе проверки полученной отчетности проводятся:
- проверка своевременности подачи;
- арифметическая проверка;
- проверка правильности и обоснованности применения ставок и льгот;
- проверка правильности исчисления налоговой базы.
В процессе камеральной налоговой проверки формируются:
- требование о представлении документов или уведомление о вызове налогоплательщика для дачи объяснений (пояснений), получения данных, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
- требование о представлении документов контрагентами налогоплательщика или запрос в другой налоговый орган о проведении встречной проверки;
- мотивированный запрос в банк о предоставлении сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (справок по операциям и счетам налогоплательщика);
- мотивированный запрос в правоохранительные и контролирующие органы с целью получения адресной информации, информации о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах, выданных лицензиях
3-й этап. Оформление результатов проверки
- Если нарушения не выявлены, акт не составляется
- Если нарушения выявлены, не позднее трех дней следует сообщить о них налогоплательщику с требованием внести исправления (в течение пяти рабочих дней).
- Если нарушения доказаны, может составляться акт, оформляется решение (в 10-дневный срок со дня проведения проверки) и требование (в 5-дневный срок с даты вынесения решения)
Камеральная проверка может охватывать любые периоды деятельности налогоплательщика, а не только три календарных года, предшествующих году проведения проверки (после внесения изменений ограничение в три года осталось только для выездных проверок). Камеральная проверка будет проводиться и при подаче уточненных деклараций за более ранние, чем истекшие три года, налоговые периоды. Однако при выявлении нарушений за более ранние сроки с налогоплательщика не могут быть взысканы штрафы, поскольку срок давности привлечения к налоговой ответственности, составляет три года.
Основное изменение, касающееся камеральных проверок, - установлена обязанность налогового органа при выявлении налогового правонарушения составлять акт проверки (в том же порядке, что и при выездной проверке, только в иной срок - 10 дней после ее окончания) Налоговый орган не вправе требовать дополнительные сведения и документы, за исключением тех случаев, когда документы должны представляться вместе с налоговой декларацией.
В то же время налоговый орган вправе требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов по НДС. Относительно того, в каких именно случаях налоговый орган может истребовать данные документы, возможны две точки зрения.
|
|
1. Налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, лишь тогда, когда налогоплательщик представляет налоговую декларацию по НДС с суммой налога к возмещению.
2. При проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правомерность вычета НДС, в любых случаях, когда в декларации заявлены вычеты: как при представлении налогоплательщиком декларации с суммой налога к возмещению, так и при представлении декларации с суммой налога к уплате.