Расчет за услуги, оказываемые транспортными компаниями, осущ-ся с помощью транспортных тарифов.
Тарифы вкл. в себя:
1. Плату, взыскиваемую за перевозку грузов.
2. Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.
3. Правила исчисления платежей и сборов.
На ж/д транспорте применяются виды тарифов:
1. Общие тарифы – это основной вид тарифов, с помощью кот-ых опред-ся стоимость перевозки основной массы грузов.
2. Исключительные тарифы – тарифы, кот. устанавливаются с учетом отклонений от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок.
3. Льготные тарифы, кот-ые применяются при перевозки грузов для определенных целей, а также для перевозки грузов для самих железных дорог.
Железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей плату за дополнительные услуги (хранение, проверка массы и др.)
Размер платы за перевозку грузов по железной дороге зависит от факторов:
1. вид отправки.
2. скорость перевозки.
3. расстояние перевозки.
4. тип вагона.
5. принадлежность вагона.
6. кол-во перевозимого груза.
На автотранспорте при перевозке грузов исп-ся виды тарифов:
1. сдельные тарифы на перевозку грузов.
2. тарифы на повременное пользование грузовым авто.
3. тарифы из покилометрового расчета.
4. тарифы за перегон подвижного состава.
На размер тарифной платы влияют факторы:
1. расстояние перевозки
2. масса груза
3. объемный вес груза
4. грузоподъемность автомобиля
5. общий пробег
6. время использования автомобиля
7. район, в кот-ом осущ-ся перевозка.
При использовании морского транспорта плата за перевозку грузов осущ-ся либо по тарифу, либо по фрахтовой ставки.
Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осущ-ся системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.
В случае, когда работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания с постоянными портами погрузки-выгрузки, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке, которая зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
Выбор транспорта и схемы товародвижения.
Для того, чтобы определить потребность в транспортных средствах, необходимо на ряду со знанием характеристик транспорта определить грузооборот и грузопоток на предприятии.
Грузооборот-это общее кол-во грузов, перемещаемых за определенный промежуток времени.
Грузопоток – кол-во грузов, перемещаемых в определенном направлении в данный период времени.
Перевозки бывают разовыми и маршрутными.
Разовые совершаются по неповторяющимся отдельным заявкам, а маршрутные – по твердым расписаниям по заранее установленным направлениям.
Маршрутные перевозки могут осущ-ся по маятниковой и кольцевой системах.
Маятниковая может устанавливать связь м-ду 2 пунктами по 2 вариантам:
1. Вариант двухстороннего маятника - это возвращение транспортного ср-ва с грузом.
2. Вариант одностороннего маятника, т.е. возвращение транс. ср-ва без груза.
Кольцевая сис-ма – применяется для обслуживания ряда постоянных пунктов, связанных с последовательной передачей груза от одного к др.
Кол-во транспортных ед-иц.
1. Для маятниковых перевозок:
а) односторонний маршрут
Qтр= Gсм × (2×Lтр/Vтр+tпогр+tразр)/gтр×kтр×Tсм×(1-Ррем/100)
Qтр – кол-во ед-иц трансп. ср-в.
Gсм – кол-во груза, перевозимого за смену, тонн.
Lтр – расстояние м-ду 2 пунктами.
Vтр – средняя скорость движения трансп. ср-ва.
tпогр, tразр – время погрузочных и разгрузочных операций за один рейс в минуту.
gтр - грузоподъемность ед-цы транспортного ср-ва.
Kтр – коэф-т исп-ия грузоподъемности транспортного ср-ва.
Тсм – продолжительность смены по времени, мин.
Ррем - % потерь времени при исп-ии тран. ср-ва.
б) двусторонний маршрут:
Qтр= Gсм × (Lтр/Vтр+tпогр+tразр)/gтр×kтр×Tсм×(1-Ррем/100)
Gсм – кол-во груза, перевозимого за смену в оба конца.
2. Для кольцевых перевозок с равномерном грузопотоком
Qтр= Gсм × (Lк/Vтр+kпогр×(tпогр+tразр)/gтр×kтр×Tсм×(1-Ррем/100)
Lк – длина всего кольцевого маршрута.
Kпогр – кол-во погрузочно-разгрузочных пунктов.
Gсм= Gгод/Dр*Ксм*Кпер
Gгод – годовой грузооборот в тоннах
Dр – число рабочих дней в году
Ксм – число смен в сутки
Кпер – коэф-т неравномерности перевозок.