Военная доктрина Российской Федерации

Утверждена Указом

Президента Российской Федерации

от 21 апреля 2000г. №706

I. Военно-политические основы

Военно-политическая обстановка

1. Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов для народов и государств, для сохранения международной стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.

2. Военно-политическая обстановка определяется следующими основными факторами:

снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;

формирование и укрепление региональных центров силы; усиление национального, этнического и религиозного экстремизма; активизация сепаратизма;

распространение локальных войн и вооруженных конфликтов; усиление региональной гонки вооружений;

распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки; обострение информационного противоборства.

3. Дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку оказывают:

попытки ослабить (игнорировать) существующие механизмы обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);

использование военно-силовых акций в качестве средства «гуманитарного вмешательства» без санкции Совета Безопасности ООН, в обход общепризнанных принципов и норм международного права;

нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;

использование субъектами международных отношений информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий в агрессивных (экспансионистских) целях;

деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;

расширение масштабов организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков, транснациональный характер этой деятельности.

Основные угрозы военной безопасности

4. В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена, благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.

Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

5. Основные внешние угрозы:

территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации; попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;

создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;

расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;

ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;

нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;

действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;

враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действия;

дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;

международный терроризм.

6. Основные внутренние угрозы:

попытка насильственного свержения конституционного строя;

противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.

Обеспечение военной безопасности

7. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства.

Главные цели обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.

Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

Российская Федерация:

исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга;

сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников;

проводит совместную с Республикой Белоруссия оборонную политику, координирует с ней деятельность в области военного строительства, развития вооруженных сил государств - участников Союзного государства, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства;

придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности;

рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН;

отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз на региональном и глобальном уровнях;

строго соблюдает международные договоры Российской Федерации в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;

пунктуально выполняет международные договоры Российской Федерации по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на многосторонней основе с другими ядерными государствами до минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической стабильности;

выступает за придание универсального характера режиму нераспространения ядерного оружия и средств его доставки, за решительное повышение эффективности этого режима путем сочетания запретительных, контрольных и технологических мер, за прекращение и всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний;

содействует расширению мер доверия между государствами в военной области, включая взаимный обмен информацией военного характера, согласование военных доктрин, планов и мероприятий военного строительства, военной деятельности.<…>

II. Военно-стратегические основы

Характер войн и вооруженных конфликтов

1. Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников в соответствии с международными договорами.

2. Характер современных войн (вооруженных конфликтов) определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.

В соответствии с этим современная война (вооруженный конфликт) может быть:

по военно-политическим целям - справедливой (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии); несправедливой (противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение);

по применяемым средствам - с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения;

по масштабам - локальной, региональной, крупномасштабной.

3. Основные общие черты современной войны:

влияние на все сферы жизнедеятельности человечества;

коалиционный характер;

широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения;

активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом;

стремление сторон к дезорганизации системы государственного и военного управления;

применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники;

маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;

поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон;

проведение воздушных кампаний и операций;

катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;

высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массового уничтожения;

участие в войне наряду с регулярными нерегулярных вооруженных формирований.

4. Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.

Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух или нескольких государств) или немеждународный, внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

5. Вооруженный конфликт характеризуется:

высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения;

применением нерегулярных вооруженных формирований;

широким использованием диверсионных и террористических методов;

сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;

вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);

опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

6. Для решения задач во внутреннем вооруженном конфликте могут создаваться объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими.

7. Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

В локальной войне стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические цели.

8. Региональная война может стать результатом эскалации локальной войны или вооруженного конфликта и вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения.

В региональной войне стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

9. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира.

Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества.

В крупномасштабной войне стороны будут ставить радикальные военно-политические цели. Она потребует полной мобилизации всех материальных и духовных ресурсов государств-участников.

10. Крупномасштабной (региональной) войне может предшествовать угрожаемый период.

11. Крупномасштабная (региональная) война может иметь начальный период, основным содержанием которого явится напряженная вооруженная борьба за овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, достижение превосходства в информационной сфере, завоевание (удержание) господства в воздухе.

В случае затяжного характера крупномасштабной (региональной) войны ее цели будут достигаться в последующих и завершающем периодах.

12. Российская Федерация последовательно и твердо добивается создания эффективной системы политических, правовых, организационно-технических и иных международных гарантий недопущения вооруженных конфликтов и войн. <…>

Печатается по изданию: Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета, 22 апреля 2004 года.


[1] Индийская традиция приписывает составление этих законов прародителю индоариев и всео человечества МАНУ («мыслящему»). На самом деле они постепенно сложились в VI-III вв. до н.э., а современный вид приобрели во II в. до н.э. – II н.э. (примечание автора-составителя - Б.И.)

[2] Дхарма на санскрите означает «закон», шастра - «сборник» (Б.И.)

[3] Имеется в виду Бхарма – создатель материального мира. (Б.И.)

[4] Это посвящение составляет принадлежность трех высших Варн и заключается в возложении священного шнура и пояса при чтении «Савитири». (прим. Г.Ф. Ильиной, комментатора русского издания 1960 г.)

[5] Члены трех высших Варн проходили в детстве обряд посвящения, считавшийся вторым рождением (прим. Г.Ф. Ильиной).

[6] Брахман Каутилья предположительно был министром или канцлером Чадра-гупты I – основателя династии Маураев. (Б.И.)

[7] Согласно индийской традиции Артхашастра была создана в IV-III вв. до н.э., большинство европейских ученых датируют ее III в. (Б.И.)

[8] Сборник высказываний Конфуция составленный его учениками около 400 г. до н.э. Название сборника переводится как «Беседы и наставления». (Б.И.)

[9] Сочинение написано Платоном в форме диалога, котрый ведут известные философы и государствнные деятели Афин: Сократ, Главкон, Племарх, Фрасимах, Адимант, Кефал. (Б.И.)

[10] Чтобы показать различия мира идей (который Платон считал первичным, реальным, истинным, ярким) от материального мира (серого, скучного, вторичного, отраженного) где существует человек, воображение великого философа создало символ пещеры, имеющей длинный просвет, отделенный о солнца забором. Люди в пещере (материальном мире) стоят спиной к просвету и искаженно судят об идеях (идеального мира) по их отражениям, теням на стене пещеры. Задачей философа является припоминание истинных значений и образов идей идеального мира (ведь душа его когда-то обитала в том мире) и воплощение их в этом мире. Особенно важно воплотить идеальное государство, которое зиждется на неизменных идеях общего блага, справедливости, законности, морали, разделения ответственности и труда, ограничения собственности и материальных потребностей. (Б.И.)

[11] Речь идет об умении созерцать (припоминать) идеи (Б.И.)

[12] Здесь узники — сословия земледельцев и ремесленников в противоположность стражам, приобщенным к "свету", т. e. к наукам. (прим. А.А. Тахо-Годи)

[13] Платон считал государственное устройство Крита и Спарты (Лакедемона) наиболее близким к аристократическому, а следовательно, идеальному. (Б.И.)

[14] Сочинение в подражание Платону написано в форме диалога, который ведут Сципион Африканский Младший (ок. 185-129 г. до н.э.) известный полководец и консервативный политик, сокрушитель Карфагена, поклонник эллинской культуры и римских традиций, и члены, так называемого, «сципионовского кружка», окружения, клики Сципиона: Туберон, Фурий, Лелий, Фил, Муций, Манилий и др.

[15] Речь была произнесена по поводу торжественного погребения афинских моряков погибших в одном из сражений Пелопонесской войны Афинского морского союза против Пелопонесского союза во главе со Спартой (431-404 г. до н.э.). В это время Афины достигли вершины своего могущества и наивысшего расцвета культуры. (Б.И.)

[16] Илларион – митрополит киевский (русский, а не византийский грек, как было принято), оратор и писатель, - был единомышленником и помощником князя Ярослава в проведении Русью независимой от Византии самостоятельной политики (Б.И.).

[17] В своем завещании Ярослав Мудрый, при котором Киевская Русь достигла наивысшего расцвета, заложил основу и создал прецедент престолонаследия. (Б.И.)

[18] По современному летоисчислению 1054.

[19] Имеется в виду великий князь Василий III (1479-1533), который завершил объединение Руси вокруг Москвы, присоединив Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521). (Б.И.)

[20] Муравьев М.Н. – капитан, участник заграничного похода русской армии, один из основателей Союза Спасения и Союза Благоденствия, избранный в нем членом Верховной Думы и правителем Северного общества. (Б.И.)

[21] Уваров С.С. – граф, государственный деятель консервативного направления. Долгое время (1833-1849) возглавлял министерство народного просвещения. Автор концепции «Православие, Самодержавие, Народность» (Б.И.).

[22] Ж. Боден – французский юрист, автор концепции государственного суверенитета. (Б.И.)

[23] Г.Гроций – нидерландский правовед, один из первых, кто начал возрождать античные представления о естественном (природном) характере права, приведшие к пониманию естественного и неотчуждаемого характера прав человека (Б.И.).

[24] Б. Спиноза – нидерландский ученый, первым в Новое время доказавший возможность осуществления демократии в европейских странах (Б.И.)

[25] «К 1830-м годам революционеры-романтики почти буднично говорили о le people, das Volk, il popolo или lud, как о некоей возрождающей жизненной силе истории человечества. Новые монархи, пришедшие к власти после революции 1830 года, — Луи-Филипп и Леопольд I, скорее искали поддержки „народа" как короли „французов" и „бельгийцев", чем как правители Франции и Бельгии. Даже реакционный царь Николай I три года спустя после подавления польского восстания 1830-1831 годов заявил о том, что его собственная власть зиждется на „народности" (а также самодержавии и православии), причем слово, которое он использовал, — народность, также означающее «дух народа», было точным переводом польского термина narodowosc». Billington James H. Fire in the minds of Men: Origins of Revolutionary Faith. London: Temple Smith, 1980. P. 160.

[26] Гоббс Т. Левиафан. — Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965, т, 2; Holmes O.W. The Common Law. Cambridge (Mass.), 1963; Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М., 1938.

[27] Народный дух, народная общность (нем.)

[28] От итальянского faccio di combattimento – «боевая связка». Термин был заимствован итальянскими националистами у крайне левых, он связан с революционаристской традицией («связки» сицилийских трудящихся в 1893-1894 гг.). Фашистским назвало себя общеитальянское собрание сторонников Муссолини, собравшееся 23 марта 1919 г. в Милане.

[29] Имеется в виду совпадение целого ряда факторов исторического развития.

[30] В исторической системе «баланса сил» династические отношения, а также общие культурные и политические институты упрощали действие системы Таким образом, существовала широкая культурная основа, в рамках которой проявлялись образцы действия, соответствующие данной системе На этой культурной основе базировались отношения, которые закрепляли выполнение ролей в этой системе, соответствие поведения определенным нормам Однако на деле эта культурная основа является случайной для данной системы, потому что она может функционировать в любой ситуации, в которой основные ожидания отвечают правилам данной системы Таким образом, скорее основные детерминанты системы «баланса сил» являются универсальными нормами, поскольку та же культурная основа может соответствовать совершенно другой международной системе, тогда как совершенно другая культурная основа будет соответствовать системе «баланса сил

[31] Weber Μ. Max Weber. Tubingen: J.C.В. Mohr, 1926. Ρ. 347,348.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: