Предложение денег - это желание экономических субъектов одолжить определенную часть своих денежных средств ради получения дохода.
Предложение денег (ДМ) прямо пропорционально денежной базе (ДБ) и коэффициенту денежно-кредитного мультипликатора (m) и определяется по формуле 2.9. На предложение денег оказывают влияние такие факторы, как норма обязательного резервирования, учетная ставка, типичная рыночная процентная ставка, богатство экономических субъектов, тенизация предпринимательской деятельности, состояние доверия к банкам.
На уровне отдельного экономического субъекта предложение денег зависит от изменения процентной ставки: чем она выше, тем больше денег будет предлагаться в кредит, и наоборот.
На макроэкономическом уровне предложение денег имеет своей естественной границей общую массу денег в обращении (по агрегату М1 ) и не может превышать его как бы не менялась доходность финансовых активов.
Главной функцией денежного рынка является балансирование спроса и предложения денег и формирование рыночного уровня процента как цены денег.
|
|
Установление целевых ориентиров по объемам денежной массы в обращении называется таргетированием. Эта мера применяется НБУ для установления твердой цифры допустимого роста денег в обращении, ограничивая денежную эмиссию, но не устраняя причин инфляции.
Денежная масса, составляющая денежное предложение, включает: имеющуюся банкнотную массу и безналичные (депозитные) деньги. НБУ формирует предложение денег по трем каналам: выпуск наличных денег; обслуживание государственного долга (закупает у правительства его долговые обязательства, при этом осуществляет эмиссию новых денег, увеличивая предложение денег); а также через операции на валютном рынке (скупает иностранную валюту, за счет этого увеличивается предложение денег).
Коммерческие банки тоже участвуют в предложении денег за счет: депозитно-чековой эмиссии и операций с долговыми обязательствами. При этом, банк, осуществляя депозитно-чековую эмиссию, должен заботиться о платежеспособности и ликвидности своего баланса.
Равновесие на рынке денег означает равенство количества денег, которые субъекты хозяйствования хотят сохранить в своих активах, количеству денег, предлагаемых НБУ при осуществлении текущей денежно-кредитной политики.
Список рекомендованной литературы
[1, 5, 9, 36, 64, 66, 70, 84]
Лекция 4. Денежные системы