их компетенция, взаимосвязь и функции

Система государственной власти России является двухуровневой и включает в себя: федеральные органы и органы власти субъектов Федерации. Все органы государственной власти представляют часть единой системы. Каждый из них имеет своё функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предостав-ленных прав определённые вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех органов государственной власти взаимосвязаны. Президент РФ, являясь главой государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Особенность и исключительность федеральных органов управления проявляется в их подчинённости и ответственности, над ними, как правило, нет других органов, которым они подчинены (Президент, Парламент, Верховный суд, Центральная избирательная комиссия).

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется двумя способами: конституционным (считается универсальным) и договорным (например, между РФ и Татарстаном в 1994 г.).

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации составляют единую систему органов государственной власти Российской Федерации. Такое единство обусловлено федеративным устройством России, её государственной целостностью и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации, его права формировать государственные органы.

Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделённые государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Общегосударственный характер управления государственными органами проявляется в особом порядке их формирования, территориальной и предметной сферах, формах и методах деятельности.

Государственный орган (орган государства) — это относительно обособленная составная часть государственного аппарата, которая в соответствии с законом:

- участвует в осуществлении функций государства, осуществляя конкретные функции;

- действует от имени и по поручению государства, обладая государственно-властными полномочиями;

- имеет соответствующую своим функциям структуру и компетенцию.

Под компетенцией государственного органа понимается объём и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно принимать властные решения.

Не всякий государственный орган является органом государственной власти, хотя некоторые авторы считают, что это идентичные понятия. Представляется, что под органом государственной власти следует понимать такой государственный орган, который принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения другими государственными органами и гражданами РФ.

Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в Российской Федераций.

Под системой органов государственной власти Российской Федерации понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих федеральных и региональных (субъектов Федерации) органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.

152. Феодальное государство, его сущность и функции

Феодальный тип государства исторически, как правило, приходит на смену рабовладельческому типу.

Он возникает двумя основными путями: 1) путём постепенного разложения рабовладельческого строя и зарождения в его недрах зачатков феодального строя; 2) путём постепенного развития и затем разложения первобытно-общинного строя и возникновения на его основе феодального. Последний путь характерен для развития государственности у восточных и западных славян, которые миновали рабовладение.
Процесс возникновения феодального строя и в том и в другом случае состоял в образовании, с одной стороны, крупного землевладения и превращении светской и духовной знати в класс феодалов, а с другой - в разложении сельской общины и превращении крестьян-общинников и несвободных граждан в крепостных крестьян, которые в отличие от рабов имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личной собственности на некоторые сельскохозяйственные орудия.

Не имея права собственности на землю, крестьянин владел домом, сельскохозяйственными постройками, инвентарём. Остатки вырабатываемой им продукции, за исключением той, которая присваивалась феодалами, поступали в его собственность. Это создавало определённую заинтересованность крепостного крестьянина в результатах своего труда и способствовало росту его производительности.
Основу экономической зависимости крепостных крестьян от феодалов составляла частная собственность последних на землю. Эксплуатация осуществлялась путём взимания ренты. При этом различают три разновидности ренты: барщина (отработочная рента), при которой крестьянин должен отработать на помещика определенное количество дней; натуральный оброк, когда крестьянин должен был отдать феодалу определённое количество
производимой им продукции и денежный оброк -- уплата определённой суммы денег.
Феодальное государство было призвано подавлять и угнетать крепостных, - охранять частную собственность помещиков на землю.
Внутренними функциями феодального государства являлись:
1) удержание крепостных в полной зависимости от класса феодалов;
2) охрана феодальной собственности на землю и средств производства;
3) идеологическое и духовное воздействие на эксплуатируемые массы;
4) регулирование отношений внутри господствующего класса.

К внешним функциям феодального государства относились:
1) захват и ограбление чужих территорий;
2) установление и поддержание торгово-экономических связей с другими государствами;
3) защита своей территории от нападения извне.
Важнейшими составными частями феодального государственного механизма являлись армия, феодальные дружины, полиция, жандармерия, суд.
Исключительную роль в период существования феодального государства играла церковь. Её власть нередко приравнивалась к власти императора или короля. Церковь всячески насаждала и защищала религию, освящала феодальный строй, вела беспощадную борьбу со всякого рода отступлениями от церковных канонов и догматов - ересями.

153. Формационный подход к типологии государства, его достоинства и недостатки

Суть формационного (марксистско-ленинского) подхода заключается в том, что за основу типологии государств берётся общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства производства.

Согласно учению об общественно-экономических формациях первой из них была первобытно-общинная формация (примитивный коммунизм), затем возникают, сменяя одну другую, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, наконец, должна наступить коммунистическая формация.

Рабовладельческий тип государства — исторически первое государство. По своей сущности рабовладельческое государство — это организация политической власти рабовладельцев. Оно функционирует в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств — защита собственности рабовладельцев на средства производства, поддержка угнетения рабов.

Феодальный тип государства — результат исторического исчезновения рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальное государство крепостников является орудием для защиты их сословных привилегий, угнетения зависимого крестьянства. Феодальное государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными крестьянами и присвоение значительной части их труда.

Буржуазное государство приходит на смену феодальному. Оно функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и формальной независимости рабочих от капиталистов. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая уничтожает отношения частной собственности и основанное на них государство. Социалистическое государство создаёт такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство орудие политической власти рабочего класса. Оно выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и охрану общественной собственности.

Таким образом, формационный подход позволяет проследить исторический путь, по которому развиваются государства от первоначального уровня их организации до более высокого более совершенного.

То есть одно из важных и положительных достоинств формационного подхода заключается в том, что смена исторических типов государства — это процесс прогрессивного, поступательного движения. Переход от рабовладельческого типа государства к феодальному, а затем к буржуазному и социалистическому означает движение вперед, от более простой к более совершенной государственной организации.

Отмечая бесспорную научность формационного подхода необходимо обратить внимание на его недостатки:

1. Формационный подход является слишком общим, в его основе лежит один основной критерий — сложившаяся общественно-экономическая формация. Вместе с тем существует множество государств, которые в чистом виде не могут быть, отнесены ни к одной из формаций, называемых сторонниками этого подхода.

2. Формационное объяснение типов государств является жестко запрограммированным, однолинейным, оно не охватывает реального множества факторов, влияющих на тип государства, т. е. не является исчерпывающим.

3. При формационном подходе акцент делается только на противоположные классы. Другие социальные структуры общества не берутся во внимание, исключаются из анализа, что свидетельствует не об объективности научного анализа, а о его заданности, предвзятости, так как не охватывается весь спектр общества, он искусственно обедняется.

4. Формационный подход не придает важного значения культурно-духовной оставляющей в жизни любого общества, оставляет без должного внимания духовные, культурные, нравственные, психологические, религиозные факторы, акцентирует внимание лишь на противостоящих устремлениях антагонистических классов.

154. Формы и методы реализации функций государства

Реализуются функции в определённых (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Формой осуществления функций государства называют деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Различают правовые и организационные формы осуществления функций государства.

Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, управленческую или правоприменительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность заключается в подготовке и издании нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

От правоприменительной (управленческой) деятельности зависит будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на исполнительно-распорядительных органах управления - министерствах, ведомствах, комитетах и пр., возглавляемых правительством страны.

Правоохранительная деятельность, представляет собой властную оперативную и правоприменительную деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д.

Организационные - охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства, и не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. К ним относят создание органов государственной власти, их материально-техническое и информационное обеспечение.

Под методами осуществления функций государства понимают совокупность способов и приёмов, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют:

Метод нормативно-правового регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.

Метод убеждения. Этот метод используется для убеждения граждан в справедливости требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения.

Метод принуждения. Заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права.

Метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов принятых в данном государстве. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры.

155. Функции права: понятие, признаки и критерии классификации

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций: 1) общесоциальные; 2) специально юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти; 2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надёжности и справедливости экономических отношений;

3) культурно историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убеждённость в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приёмы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – направлена на осуществление правового воздействия, на организацию социально значимых отношений посредством формально определённых правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция – с её помощью осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – с её помощью реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

5) компенсационная функция – с её помощью обеспечивается предоставление компенсаций за причинённый вред или нанесённый ущерб;

6) восстановительная функция – направлена на восстановление нарушенного права;

7) ограничительная функция – направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершённые правонарушения.

156. Цивилизационный подход к типологии государства, его достоинства и недостатки

Создатель этого подхода историк А.Тойнби занимался анализом типов не государств, а цивилизаций, обществ. Поэтому прямое перенесение критериев цивилизаций на типологию государств не совсем адекватно.

А. Тойнби формулирует понятие цивилизации как относительно замкнутого и локального состояния общества, характеризующегося общностью религиозных, психологических, культурных, географических признаков. Наиболее важными и постоянными из них он считает религию и территориальный признак. Цивилизация — понятие более широкое и ёмкое, чем общество. Жизнь цивилизаций более продолжительна, чем обществ, они занимают обширные территории; число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению и подчинению других обществ, в том числе и обществ собственного вида.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию, из них, по его мнению, наиболее значительные — египетская, китайская, западная, православная, арабская, мексиканская, иранская, сирийская, дальневосточная и др.

Цивилизационный подход, безусловно, позволяет подходить к типологии государств с более широких позиций, он не столь схематичен, как формационный, и характеризует более разнообразную картину эволюции государств.

С позиций цивилизационного подхода можно более глубоко проследить взаимосвязь культуры народа и государственного устройства, обнаружить определённую детерминированность государства такими факторами, как религия, культура, территория, духовная жизнь, традиции народа, его менталитет.

В этом смысле цивилизационный подход имеет несомненные достоинства. Особенно если иметь в виду, что этот подход придаёт важное значение роли государства в сохранении и упрочении цивилизации.

С позиций цивилизационного подхода государство солидаризирует общество, является одним из важных факторов его духовного развития. Наконец, само государство — это одно из явлений цивилизации, в нём во многом фокусируются её особенности. Государство, будучи обусловленным определенной цивилизацией, само активно влияет на неё, сохраняя (или разрушая) ее основополагающие элементы: культуру, традиции, территорию и т. д.

При цивилизационном подходе тип государства определяется на основе идеально-духовных, культурных факторов, что также не может быть достаточным, поскольку упускаются из виду материальные, экономические влияния на сущность, форму и тип государства.

157. Юридический прецедент как источник права

Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшиеся решения государственного органа по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел.

Различаются судебный и административный прецедент.

Родина прецедентного права - Англия. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе нарушается стабильность общественного права и становится под угрозу само его существование. Прецедентная форма права до сих пор широко используется в Англии и в США.

В странах романо-германских систем права роль судебной практики обычно не выходит за рамки толкования закона.

Русская дореволюционная теория права признавала, что закон дополняется нормами, создаваемыми судебной практикой, хотя и это мнение не было общепризнанным. Отечественная наука более позднего периода и вовсе считает, судебная практика не может быть полноценным источником права, а роль её чисто вспомогательная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: