Объекты: вода, компот, песок, крупа и др.
Мерки: стакан, кружка, банка, ложка и др.
Проблемные ситуации: отмерить нужное количество:
воды для полива растений;
корма для рыбок и т. п.
Последовательность введения терминов: «Объем большой — маленький», «объем больше — меньше», «одинаковые по объему».
Правила измерения:
• соблюдение полноты наполняемости мерок (горка сыпучих веществ снимается палочкой, жидкие вещества наливаются до отметки);
• сочетание переливания и пересыпания со счетом (в начале можно использовать фишки);
• отражение способа и результата действий в речи («В банке 3 стакана крупы»).
Ошибки детей:
• нет равномерности в наполнении мерок (отсюда результаты либо преувеличены, либо приуменьшены);
• забывают считать отмеренное;
• не понимают значение результата и др.
Методика знакомства с литром
Литр — это единица объема (кубический дециметр).
Необходимо использовать жизненные ситуации, опираясь на детский опыт. Можно применять любые жидкости или сыпучие вещества, но обычно выбирают воду.
|
|
Подготовительные упражнения:
• заполнить литровые банки водой, используя разные мерки (стакан, чашку и др.);
• измерить количество воды в литровой банке, используя разные мерки;
• повторить правила измерения объема;
• обсудить зависимость результата измерения от выбора мерки.
Последовательность обучения:
1. Детям предлагается вспомнить и назвать жидкие вещества.
2. Демонстрируется мерная литровая кружка, поясняется, что объем жидких веществ измеряют этой меркой, которая называется «литр», потому что вмещает 1 литр жидкости. Кружка заполняется водой до нужной отметки.
3. Определяется вместимость разных сосудов с помощью мерной кружки.
4. Обсуждается, где и почему требуется измерение литром.
5. Упражнения в измерении объема воды в сосудах и в отмеривании нужного объема воды.
Дидактические игры
«Магазин», «Уравняй», «Угадай, сколько литров воды вмещается в посуду» (сначала вместимость кастрюль, кувшинов, чайников и пр. определяется на глаз, затем проверяется измерением) и др.
Методика формирования представлений о массе предметов и ее измерении (задача 10)