Качество как объект управления

Качество продукции. Качество процессов. Система управления качеством.

Модель системы управления качеством. Механизмы управления качеством.

Под качеством понимают совокупность свойств производимого продукта, определяющих его способность выполнять заданные и требуемые функции в соответствии с назначением в конкретных условиях эксплуатации или потребления, а также степень удовлетворения установленных или предполагаемых ожиданий потребителя.

Под качеством процессов следует понимать совокупность свойств, обусловливающих способность процессов соответствовать своему назначению и удовлетворять требования, предъявляемые внутренними и внешними потребителями к качеству получаемых результатов (рис. 1.1).

Система управления качеством состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, функционирование которых направлено на выполнение требований к качеству. Система менеджмента качества используется для руководства и управления предприятием применительно к обеспечению качества.

Характеристики системы:

- цели;

- элементы и подсистемы;

- структура;

- механизмы и процессы.

Рис. 1.1. Содержание понятия качества

Цель системы – координация деятельности предприятия для достижения и поддержания требуемого уровня качества процессов и их результатов, удовлетворяющего потребности внутреннего и внешнего потребителя.

Элементом системы следует считать единицу производственной системы, процесс или определенный вид организационной деятельности, осуществление которых позволяет выполнить функции и решить определенный комплекс задач.

Структура системы включает совокупность элементов и подсистем, а также связи между ними, позволяющие распределить ответственность и установить взаимоотношения между работниками при решении вопросов обеспечения качества.

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выход для достижения установленного качества результата.

Структура системы управления качеством строится с позиции процессного подхода, включающего определение процессов, их идентификацию, измерение входов в процесс и его результатов, определяющий взаимодействие с функциями и видами производственной деятельности. Применение процессного подхода позволяет управлять организационной деятельностью и соответствующими ресурсами как процессом, создавать предпосылки для обеспечения качества производственных процессов и их результатов с минимальными затратами всех видов ресурсов предприятия.

Под обеспечением качества производственных процессов понимается создание и реализация необходимых организационно-технических и управленческих условий, которые способствуют эффективному использованию всех ресурсов производства и созданию уверенности, что удовлетворение требований к их назначению и требований потребителя к качеству их результата будет гарантировано.

Совокупность внутренних и внешних условий производства, включая производственную инфраструктуру предприятия, является элементами системы управления качеством.

Созданию надлежащих условий соответствуют следующие действия:

- верификация соответствия «входов» и «выходов» процессов;

- валидация способности процесса соответствовать своему назначению;

- идентификация интерфейсов производственных процессов и их взаимодействия.

Механизм управления условиями осуществления процессов включает совокупность действий по выявлению отклонений в процессах, принятию и реализации организационно-управленческих решений по совершенствованию производства, обеспечению сопряженности процессов, их идентификации и взаимодействия в системе управления качеством.

С позиции процессного подхода систему управления качеством можно представить как интегрированный процесс, состоящий из цепочки взаимосвязанных процессов; причем выходы каждого процесса являются входами для других процессов, а вся цепочка процессов воздействует на производство с целью обеспечения качества продукции (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Модель системы управления качеством процессов

Логика осуществления процессов, приведенных на рис. 1.2, состоит в следующем. Исходной точкой для организации процессов являются требования потребителей, выработанные на основе маркетинговых исследований рынка и реализации политики предприятия в области качества. Они играют роль входных параметров процесса проектирования продукта (изделия) и плана приемочного контроля, т.е. части системы качества. В свою очередь, выходные параметры процесса проектирования служат входными данными для планирования и организации производственных процессов. Выходные данные производственных процессов являются входными параметрами для оценки надежности работы оборудования и стабильности производственных процессов. Выходные данные оценки надежности работы оборудования и стабильности процессов являются входными данными, используемыми для реализации мер по улучшению качества процессов.

Интерфейсы в системе управления качеством характеризуют информационные и документальные потоки между ее элементами, необходимые для принятия и координации выполнения управленческого решения по обеспечению или улучшению качества процессов и продукции.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Сущность и значения термина «качество».

2. Характеристика принципов управления качеством.

3. Характеристика элементов и подсистем системы управления качеством.

4. Управление и обеспечение качества процессов и продукции.

5. Механизм управления качеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: