Расчет показателей оценки качества

2.1. Используя экспертные методы оценки, рассчитать весомость единичных показателей качества, определить комплексный уровень и интегральный показатель качества (табл. 3.7).

Таблица 3.7

Показатели оценки технического уровня и уровня качества

изделия

Наименование показателей качества по группам Значение по изделиям Относительный показатель качества Коэффициент весомости показателя Взвешенный относительный показатель
   
           
1. Назначение          
1.1. Производительность, шт./ч.          
1.2. Точность обработки 0,5 0,6      
1.3. Чистота обработки, мкм          
2. Надежность          
2.1. Срок службы до первого капремонта, лет          
2.2. Гарантийный срок службы          
2.3. Уровень безопасности, балл          
2.4. Коэффициент функциональных возможностей 1,0 0,9      
3. Технологичность          
3.1. Коэффициент полезного действия 1,2 1,3      

Продолжение табл. 3.7

           
3.2. Удельная трудоемкость, н-ч/квт          
3.3. Мощность, квт-ч          
3.4. Удельная материалоемкость, кг/квт          
4. Эргономичность          
4.1. Соответствие КТД, балл          
4.2. Уровень шума, ДБ          
4.3. Уровень вибрации          
5. Эстетичность          
5.1. Качество внешнего вида, балл          
5.2. Компактность          
6. Стандартизация          
6.1. Уровень стандартизации, %          
6.2. Уровень унификации, %          
6.3. Уровень новизны, %          
7. Патентно-правовые          
7.1. Коэффициент патентной чистоты 0,5 0,4      
7.2. Коэффициент патентной защиты 1,0 0,9      
Итого: - -   - -

Комплексный уровень качества рассчитывается как средневзвешенная оценка единичных показателей.

2.2. Для расчета интегрального уровня качества используются данные, приведенные в табл. 3.8.


Таблица 3.8

Экономические показатели качества

Наименование показателей Значение по изделиям
   
1. Годовой фонд времени работы, ч.    
2. Коэффициент загрузки во времени 0,9 0,8
3. Срок службы до первого капремонта    
4. Стоимость изделия    
5. Норма амортизации, %    
6. Часовые эксплуатационные затраты, р/г    
7. Затраты на монтаж и наладку, %    
8. Затраты на обеспечение качества, %    

Числовые значения показателей по вариантам домашнего задания необходимо скорректировать на коэффициенты, соответствующие последней цифре в зачетной книжке:

1 - 1,1; 2 -1,2; 3 - 1,3; 4 - 1,4; 5 – 1,5; 6-1,6; 7 – 1,7; 8 -1,8; 9-1,9.

0 – числовые значения, приведенные в таблицах.


ТЕМА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Стандартизация процессов управления.

Сравнение моделей управления качества. Управление документацией.

Процессно-ориентированное управление качеством. Интеграция управления.

Стандартизация управления качеством определяет единые правила структуризации систем управления качеством и обеспечения их функционирования.

Стандарты ИСО содержат нормы, используемые в целях обеспечения функционирования системы качества, предназначены для создания доверия между партнерами в ходе выполнения договорных обязательств по поставке продукции. В основу стандартов ИСО версии 2000 года положены определяющие принципы системы тотального управления качеством (таблица).

Сравнение систем ИСО и TQM

ИСО 9000 TQM
   
Не выделена ответственность конкретного потребителя за качество Четкая ориентация на требования потребителя
Не установлена связь с системой общего менеджмента Разработка интегрированной стратегии предприятия
Упор на технические элементы системы и процедуры Ориентация на общую философию и концепцию управления
Участие всех сотрудников не обязательно Вовлеченность всех сотрудников

Продолжение таблицы

   
Ответственность всех сотрудников четко определена и установлена соответствующим документом Установление всеобщей ответственности за качество
Предполагается возможность непрерывного улучшения качества Непрерывное улучшение качества является базой функционирования системы TQM
Возможно установление ответственности подразделения Обеспечение участия всех подразделений в соответствии с функциональными обязанностями и ответственностью
Процессы управления статичны Постоянное совершенствование процессов и изменение культуры

Классификация действующих стандартов ИСО включает [3, с. 56]:

- методики выбора моделей системы QS;

- модели системы качества ИСО90001;2;3;

- руководства по описанию элементов систем качества с учетом специфики сфер применения;

- руководства по применению систем QS;

- руководства по созданию и документированию систем и т.д.

Общими характеристиками моделей QS являются: повышение производительности, как результат функционирования QS; активное участие сотрудников в повышении качества, так как данное обстоятельство приводит предприятие к успеху и дает гарантию сохранения рабочих мест; стратегия системы – не исправлять, а предотвращать дефекты путем выявления и устранения первопричин [15].

Наличие на предприятии разработанной, внедренной и сертифицированной системы качества является важным условием для доказательства соответствия качества продукции требованиям конкретного потребителя.

Управление документацией включает документирование исходных положений, распределение ответственности за разработку и применение документов, контроль использования, внесение изменений. При этом необходимо учитывать, что за применение документации в конечном итоге отвечают все сотрудники в рамках своей деятельности, особенно руководители подразделений и службы качества.

Структура документации в системе качества включает три уровня:

- справочник по качеству включает ссылки на документы и процедуры, отражает все цели политики по качеству;

- методологические инструкции определяют ответственность документов и исполнителей;

- рабочие и контрольные инструкции описывают процессы и действия по обеспечению качества на каждом рабочем месте;

- матрицы ответственности составляются в каждом подразделении предприятия;

- карты качества описывают алгоритм осуществления процессов, методы оценки и обеспечения качества, ответственных исполнителей.

Процессно-ориентированное управление предполагает более эффективное достижение результата при условии управления соответствующими ресурсами и деятельностью как единым процессом, что способствует сокращению затрат и времени выполнения работ.

Интеграция управления качеством определяет необходимость организации межфункционального управления процессами.

Под интеграцией процессов понимается их логическое объединение в рамках функций, реализуемых в системе управления качеством, путем постановки единых целей и задач, достижение и решение которых позволяет скоординировать все виды деятельности предприятия, обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие в производственной системе. Для интеграции процессов необходимо их детализировать, разделив на подпроцессы и микропроцессы, а затем распределить их по элементам системы качества, а также закрепить за соответствующими документами, подразделениями и работниками предприятия.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Положения по стандартизации систем управления качеством.

2. Классификация стандартов.

3. Модели управления качеством в соответствии с разными версиями стандартов ИСО.

4. Классификация документации, регламентирующей процессы управления качеством.

5. Интеграция управления качеством.

6. Информационное обеспечение процессов управления качеством.

7. Организация непрерывного улучшения качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: