2.1. Используя экспертные методы оценки, рассчитать весомость единичных показателей качества, определить комплексный уровень и интегральный показатель качества (табл. 3.7).
Таблица 3.7
Показатели оценки технического уровня и уровня качества
изделия
Наименование показателей качества по группам | Значение по изделиям | Относительный показатель качества | Коэффициент весомости показателя | Взвешенный относительный показатель | |
1. Назначение | |||||
1.1. Производительность, шт./ч. | |||||
1.2. Точность обработки | 0,5 | 0,6 | |||
1.3. Чистота обработки, мкм | |||||
2. Надежность | |||||
2.1. Срок службы до первого капремонта, лет | |||||
2.2. Гарантийный срок службы | |||||
2.3. Уровень безопасности, балл | |||||
2.4. Коэффициент функциональных возможностей | 1,0 | 0,9 | |||
3. Технологичность | |||||
3.1. Коэффициент полезного действия | 1,2 | 1,3 |
Продолжение табл. 3.7
3.2. Удельная трудоемкость, н-ч/квт | |||||
3.3. Мощность, квт-ч | |||||
3.4. Удельная материалоемкость, кг/квт | |||||
4. Эргономичность | |||||
4.1. Соответствие КТД, балл | |||||
4.2. Уровень шума, ДБ | |||||
4.3. Уровень вибрации | |||||
5. Эстетичность | |||||
5.1. Качество внешнего вида, балл | |||||
5.2. Компактность | |||||
6. Стандартизация | |||||
6.1. Уровень стандартизации, % | |||||
6.2. Уровень унификации, % | |||||
6.3. Уровень новизны, % | |||||
7. Патентно-правовые | |||||
7.1. Коэффициент патентной чистоты | 0,5 | 0,4 | |||
7.2. Коэффициент патентной защиты | 1,0 | 0,9 | |||
Итого: | - | - | - | - |
Комплексный уровень качества рассчитывается как средневзвешенная оценка единичных показателей.
2.2. Для расчета интегрального уровня качества используются данные, приведенные в табл. 3.8.
Таблица 3.8
Экономические показатели качества
Наименование показателей | Значение по изделиям | |
1. Годовой фонд времени работы, ч. | ||
2. Коэффициент загрузки во времени | 0,9 | 0,8 |
3. Срок службы до первого капремонта | ||
4. Стоимость изделия | ||
5. Норма амортизации, % | ||
6. Часовые эксплуатационные затраты, р/г | ||
7. Затраты на монтаж и наладку, % | ||
8. Затраты на обеспечение качества, % |
Числовые значения показателей по вариантам домашнего задания необходимо скорректировать на коэффициенты, соответствующие последней цифре в зачетной книжке:
1 - 1,1; 2 -1,2; 3 - 1,3; 4 - 1,4; 5 – 1,5; 6-1,6; 7 – 1,7; 8 -1,8; 9-1,9.
0 – числовые значения, приведенные в таблицах.
ТЕМА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Стандартизация процессов управления.
Сравнение моделей управления качества. Управление документацией.
Процессно-ориентированное управление качеством. Интеграция управления.
Стандартизация управления качеством определяет единые правила структуризации систем управления качеством и обеспечения их функционирования.
Стандарты ИСО содержат нормы, используемые в целях обеспечения функционирования системы качества, предназначены для создания доверия между партнерами в ходе выполнения договорных обязательств по поставке продукции. В основу стандартов ИСО версии 2000 года положены определяющие принципы системы тотального управления качеством (таблица).
Сравнение систем ИСО и TQM
ИСО 9000 | TQM |
Не выделена ответственность конкретного потребителя за качество | Четкая ориентация на требования потребителя |
Не установлена связь с системой общего менеджмента | Разработка интегрированной стратегии предприятия |
Упор на технические элементы системы и процедуры | Ориентация на общую философию и концепцию управления |
Участие всех сотрудников не обязательно | Вовлеченность всех сотрудников |
Продолжение таблицы
Ответственность всех сотрудников четко определена и установлена соответствующим документом | Установление всеобщей ответственности за качество |
Предполагается возможность непрерывного улучшения качества | Непрерывное улучшение качества является базой функционирования системы TQM |
Возможно установление ответственности подразделения | Обеспечение участия всех подразделений в соответствии с функциональными обязанностями и ответственностью |
Процессы управления статичны | Постоянное совершенствование процессов и изменение культуры |
Классификация действующих стандартов ИСО включает [3, с. 56]:
- методики выбора моделей системы QS;
- модели системы качества ИСО90001;2;3;
- руководства по описанию элементов систем качества с учетом специфики сфер применения;
- руководства по применению систем QS;
- руководства по созданию и документированию систем и т.д.
Общими характеристиками моделей QS являются: повышение производительности, как результат функционирования QS; активное участие сотрудников в повышении качества, так как данное обстоятельство приводит предприятие к успеху и дает гарантию сохранения рабочих мест; стратегия системы – не исправлять, а предотвращать дефекты путем выявления и устранения первопричин [15].
Наличие на предприятии разработанной, внедренной и сертифицированной системы качества является важным условием для доказательства соответствия качества продукции требованиям конкретного потребителя.
Управление документацией включает документирование исходных положений, распределение ответственности за разработку и применение документов, контроль использования, внесение изменений. При этом необходимо учитывать, что за применение документации в конечном итоге отвечают все сотрудники в рамках своей деятельности, особенно руководители подразделений и службы качества.
Структура документации в системе качества включает три уровня:
- справочник по качеству включает ссылки на документы и процедуры, отражает все цели политики по качеству;
- методологические инструкции определяют ответственность документов и исполнителей;
- рабочие и контрольные инструкции описывают процессы и действия по обеспечению качества на каждом рабочем месте;
- матрицы ответственности составляются в каждом подразделении предприятия;
- карты качества описывают алгоритм осуществления процессов, методы оценки и обеспечения качества, ответственных исполнителей.
Процессно-ориентированное управление предполагает более эффективное достижение результата при условии управления соответствующими ресурсами и деятельностью как единым процессом, что способствует сокращению затрат и времени выполнения работ.
Интеграция управления качеством определяет необходимость организации межфункционального управления процессами.
Под интеграцией процессов понимается их логическое объединение в рамках функций, реализуемых в системе управления качеством, путем постановки единых целей и задач, достижение и решение которых позволяет скоординировать все виды деятельности предприятия, обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие в производственной системе. Для интеграции процессов необходимо их детализировать, разделив на подпроцессы и микропроцессы, а затем распределить их по элементам системы качества, а также закрепить за соответствующими документами, подразделениями и работниками предприятия.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Положения по стандартизации систем управления качеством.
2. Классификация стандартов.
3. Модели управления качеством в соответствии с разными версиями стандартов ИСО.
4. Классификация документации, регламентирующей процессы управления качеством.
5. Интеграция управления качеством.
6. Информационное обеспечение процессов управления качеством.
7. Организация непрерывного улучшения качества.