И конкурентоспосоности

Конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность предприятия. Конкурентные преимущества. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность.

Управление качеством и конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность продукции – определяет способность продукции быть принятой конкретным потребителем наряду с аналогами, представленными на данном рынке сбыта.

Конкурентоспособность предприятия - способность предприятия производить качественную продукцию, удовлетворяющую конкретного и потенциального потребителя, при эффективном использовании производственного и финансового потенциала.

В общем понимании конкурентоспособность – совокупность свойств любого объекта, характеризующая степень реального или потенциального удовлетворения конкретных потребностей по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [5].

Конкурентоспособность продукции определяется, прежде всего, ее качеством, то есть совокупностью только тех свойств, которые представляют интерес для потребителя и обеспечивают полное удовлетворение его потребностей.

Конкурентное преимущество – какая-либо эксклюзивная ценность, дающая системе управления или ее элементу превосходство перед конкурентами. Факторы конкурентного преимущества могут быть: материальными и виртуальными, базовыми и второстепенными, но направленными на обеспечение и улучшение качества объекта или на совершенствование процессов его производства.

Для оценки конкурентоспособности можно использовать интегральный показатель качества, под которым понимается отношение суммарного полезного эффекта от применения продукта к суммарным затратам на производство, обеспечение качества и эксплуатацию. Однако параметры качества, имеющие ценность для производителя, могут не представлять интерес для потребителя. Поэтому для оценки конкурентоспособности часто используют коэффициентный метод, а в международной практике индексный метод.

1. Индексный метод позволяет определить уровень конкурентоспособности путем соотношения индексов технических и экономических показателей качества:

( 9.1)

где Iтп – индекс технических показателей;

Iэк – индекс экономических показателей.

Индекс технических параметров определяется как средневзвешенный показатель качества:

. (9.2)

Индекс экономических параметров определяется как соотношение цен потребления двух сравниваемых изделий:

(9.3)

где Цопотр.кпотр.) – цена потребления оцениваемого (конкурирующего) изделия.

Цена потребления определяется как сумма цены продажи и суммарных расходов потребителя за нормативный (гарантийный) срок службы.

2. Коэффициентный метод оценки основан на расчете ряда коэффициентов, отражающих конкурентные преимущества изделия:

(9.4)

где kн (kфв, kст, kц) – коэффициент соответственно новизны изделия, функциональных возможностей (назначения), стандартности конструкции, стоимости его производства.

Первые три коэффициента определяются экспертным путем на стадии разработки изделия и постановки на производство, отражают соответствие конструктивно-технических характеристик изделия требованиям потребительского рынка, а также превосходство конструкции данного изделия над конструкцией изделия-аналога. Коэффициент экономической ценности качества изделия определяется соотношением суммарных затрат на разработку, производство и обеспечение качества оцениваемого изделия и конкурирующего изделия.

Категория качества в системе маркетинга рассматривается как главная составляющая конкурентной стратегии предприятия. При оценке конкурентоспособности учитывается потребительская ценность продукции, которая определяется надежностью в эксплуатации, ремонтопригодностью, уровнем эстетичности.

Главным фактором конкурентоспособности производства является высокое качество проектов, конструкции, технологии, организации и управления производством. Все факторы, определяющие качество и конкурентоспособность, делятся на: внутренние (организационно-технические, экономические, социально-экономические, нормативно-правовые) и внешние (коммерческие).

Управление конкурентоспособностью имеет целью выявление внутренних факторов (способности производства), оценку их влияния на качество и создание условий, определяющих возможность выполнения установленных требований к конкретной потребительской ценности продукции. Основной задачей управления конкурентоспособностью в период реализации продукции является выявление факторов, влияющих на формирование спроса в определенном секторе рынка: анализируются изменения требований потребителей к качеству, рассматриваются направления развития аналогичных производств, исследуются сферы возможного использования продукции и анализируются требования потенциальных покупателей.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Понятие конкурентоспособности продукции, методы оценки.

2. Формирование конкурентной стратегии предприятия с учетом требований к качеству продукции.

3. Система управления конкурентоспособностью предприятия.

4. Влияние качества на конкурентные преимущества предприятия.

5. Классификация факторов, влияющих на качество и конкурентоспособность продукции и процессов ее производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: