Первичныет доходы:Оплата труда;Доход от предпринимательской и индивидуальной деятельности; Доход от личного подсобного хозяйства; Доход от продажи сельхозпродукции;
Доходы от собственности: Дивиденды; Доход от сдачи в наем недвижимости; Проценты.
Текущие трансферты: Пенсии, Пособия,Стипендии,Пособия по безработицеПомощь от друзей и родных Алименты Другие доходы
Прочие поступления: От продажи личного имущества
От продажи недвижимости
Другие поступления
Количество товаров и услуг, которые может купить домохозяйство, зависит от дохода и цен, по которым продаются ресурсы. Доходы домашних хозяйств используются на личное потребление, уплату налогов и сбережения.Личное потребление домашних хозяйств и показатели ее динамики выступают целевой функцией работы всей хозяйственной системы. В этом секторе происходит становление и развитие личности, формируются ее духовные и материальные потребности. В семье осуществляется также воспроизводство рабочей силы, закладываются основы трудовой морали и общественной позиции, обеспечение платежеспособного спроса как условие нормального оборота средств в производстве. Таким образом, экономическая роль семьи проявляется в многообразных функциях: 1. ведении домашнего хозяйства ;2. формировании и использовании семейного бюджета; 3. развитии семейногобизнеса; 4. воспроизводстве рабочей силы; 5. обеспечении потребительского спроса; 6. создании сбережений; 7. формировании человеческого капитала.
|
|
30.
Понятие рационального потребителя. Люди, как потребители, сильно отличаются друг от друга по своим вкусам и предпочтениям, т.е. симпатиям и антипатиям по отношению к каким-либо товарам. Исходя из этого предпочтения влияют на спрос, а значит, и на производителей товаров. Способность потребителя воздействовать на производство товара называется суверенитетом потребителя. Необходимое условие суверенитета — свобода потребительского выбора.
Экономическая теория изучает поведение рационального потребителя. Рациональность потребителя — это способность человека сопоставить все доступные ему комбинации благ и услуг и выбрать из них наиболее предпочтительные.
Потребительский выбор осуществляется на основе потребностей, предпочтений, доходов и цен. Общая и предельная полезность. Очевидно, что потребитель приобретает товар ради его полезности, свойства удовлетворять потребности. Оценка полезности связана с некоторыми закономерностями процесса потребления. Во-первых, потребности человека постепенно насыщаются, т.е. удовлетворяются по мере того, как используется благо. Общая полезность при этом возрастает. Общая полезность экономического блага — это суммарная полезность всех составных частей потребляемого блага. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребностей к полному происходит постепенно, т.е. интенсивность или напряженность потребности по мере потребления уменьшается. Следовательно, полезность каждой дополнительной части блага для потребителя должна тоже убывать. Так, для человека, который испытывает жажду, полезность первой небольшой порции напитка будет очень велика. По мере утоления жажды.каждая последующая порция напитка будет иметь все меньшую полезность. Полезность каждой дополнительной единицы потребляемого блага называется предельной полезностью. Тенденция сокращения предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага называется законом убывающей предельной полезности.
Модель потребительского выбора основывается на нескольких предположениях относительно индивидуальных предпочтений товаров и услуг.
Предельная полезность и спрос. Доходы и цены непосредственно влияют на выбор потребителя, определяют его спрос, а тем самым и возможность удовлетворения потребности или получения определенной полезности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что полезность и спрос взаимосвязаны. Рассмотрим эту зависимость на примере потребления кофе данным индивидом.
Допустим, что потребитель способен измерить в некоторых условных единицах полезность, или удовлетворение, от потребления определенного количества кофе в день. Естественно, данная оценка весьма субъективна и будет значительно отличаться для разных потребителей.Следовательно, согласие потребителя приобретать дополнительное количество продукта только при условии снижения цены полностью согласуется с законом спроса. Выразив предельную полезность в денежных единицах, мы наблюдаем обратно пропорциональную зависимость между количеством потребляемого товара и его предельной полезностью (ценой). Таким образом закон убывающей предельной полезности превращается в закон спроса, а на основании данных о количестве потребляемого кофе и предельной полезности может быть построена кривая спроса, имеющая отрицательный наклон
|
|
31.
Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот. Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого. Различают две формы полезности: общую и предельную.
Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.
Предельная полезность (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.
Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.
Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит: По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена (по имени немецкого экономиста Германа Госсена впервые определившего идею убывающей предельной полезности в 1854 г.)
|
|
Равновесие потребителя (consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода. Равновесие потребителя может быть выражено следующим образом: где MU — предельная полезность отдельных товаров; P — их цена. Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете. Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:1.находиться на бюджетной линии;2.предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание. Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия, как это показано на графике.В данном случае прямая KL — это бюджетная линия, а кривые U 1, U 2, U 3, U 4 — это кривые безразличия. При имеющемся доходе потребитель, свободно перемещаясь по прямой KL, будет стремиться к точке М (бюджетная линия KL касается кривой безразличия U 2), где он получит наибольшую полезность. U 2 является наивысшей кривой которую может достичь потребитель при имеющемся доходе. Взвешенной предельной полезностью называется отношение предельной полезности блага к его цене.
32.
Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства.
|
|
Административная и экономическая самостоятельность предприятия обусловлены законодательством и означают, что предприятие самостоятельно принимает решение, сколько продукции производить и как ее реализовать, как распределять полученный доход.
Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.
Гражданский Кодекс РФ рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания и другие исключительные права. Он может являться государственной или муниципальной собственностью либо принадлежать коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного общества или товарищества, производственного кооператива или некоммерческой организации, осуществляющей в соответствии с законом и ее уставом предпринимательскую деятельность (например, имущество, используемое гаражным кооперативом для ремонта автомашин, его права и обязанности, связанные с этой деятельностью). В качестве предприятия может выступать и имущественный комплекс, принадлежащий индивидуальному предпринимателю либо членам крестьянского (фермерского) хозяйства.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ После прохождения государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом. Юридическое лицо - это организация, которая обладает четырьмя характерными признаками:
· имеет обособленное имущество;· отвечает по обязательствам своим имуществом. Этот признак обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;· имеет право заключать договоры на все виды деятельности: займа, аренды, купли-продажи;· может являться истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке. В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации (рис.1). Коммерческие организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.
Предприятие может принадлежать к различным формам собственности. Законодательство допускает существование следующих форм собственности: частная собственность; государственная собственность; собственность общественных организаций и объединений; смешанная собственность; собственность совместных предприятий.
Предприятия всех типов собственности и организационно-правовых форм могут осуществлять коммерческую деятельность в различных видах. По основной сфере деятельности предприятия делятся на несколько групп:· производственные предприятия, выпускающие промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию;· предприятия, производящие услуги за плату. К ним относятся мастерские, аудиторские и юридические фирмы и т.п.;· предприятия, занятые посредничеством (торговлей, биржевой деятельностью) и инновациями (исследованиями, разработками и ноу-хау);· предприятия, занятые сдачей в пользование (кредит, лизинг, аренду, траст) имущества.
Для производственных предприятий и фирм услуг критерием отнесения их к той или иной группе может быть объем производимой продукции или услуг. Для снабженческо-сбытовых и торговых фирм – оборот реализации. Но в современных условиях наиболее приемлемым признаком, характеризующим размеры предприятия, является численность его персонала.
33.
Как показывает практика, в своей деятельности фирма сталкивается с различными ситуациями, которые диктуют ей принятие управленческих решений. Иногда ей приходится решать, как наилучшим образом использовать действующее капитальное оборудование. Промежутки времени, в течение которых фирме приходится делать подобный выбор, относятся к краткосрочным периодам.
Краткосрочный период – это промежуток времени, в течение которого фирма варьирует объемы производства, не изменяя количества некоторых вводимых факторов производства.
Неизменяемые факторы производства называются постоянными; в их число, как правило, включают капитальное оборудование, а также землю; услуги высококвалифицированных специалистов. Факторы производства, которые по мере колебаний выпуска товаров и услуг могут изменяться в краткосрочном периоде, называются переменными. К ним относят услуги наемных рабочих, сырье, вспомогательные материалы, электро- и теплоэнергию и т.п.
Принципиально иное решение должна принимать фирма, когда реальные или ожидаемые изменения рыночной ситуации заставляют ее заменять и капитальное оборудование. Подобные вопросы решаются в течение долгосрочного периода.
Под долгосрочным периодом понимают такой промежуток времени, в течение которого фирма изменяет объемы всех используемых факторов производства.
Особое значение этого периода в экономической теории состоит в том, что в течение него фирма сталкивается с ситуациями, в которых она должна решить, входить или не входить ей в новую отрасль, расширять или сокращать масштабы предприятия, перемещать, модернизировать или реорганизовывать производство.
Отметим, что краткосрочный и долгосрочный периоды не должны ассоциироваться с длительностью периода времени, например, краткосрочный – до полугода, а долгосрочный – свыше этого интервала. Эти периоды различаются только тем, какие факторы производства меняет фирма, выпуская тот или иной объем товаров и услуг. В отдельных отраслях (положим, энергетической) краткосрочный период может длиться свыше 10 лет, а в аэрокосмической промышленности долгосрочный период имеет протяженность 2-3 года. Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы. Т.к. с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки (AFC) представляют собой уменьшающуюся величину. AFC = FC/ Q. Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. Средние переменные издержки (AVC) равны: AVC = VC/ Q.