(1 Пет. 4:1-7) Не угрозами только и притеснениями опасны были христианам язычники, но и разными приманками чувственности. Против этих приманок Апостол внушает противоборство и подвиги, смиряющие плоть. «Ибо довольно, – говорит Апостол, – что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь... похотям». За отказ участвовать в распутстве язычники «злословят вас» (обвиняя в нелюдимости и тайных пороках), но судья им Бог, имеющий судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, (Христом, сошедшим во ад), чтобы они «жили по Богу духом. Впрочем близок всему конец», – говорит Апостол, подчеркивая кратковременность земной жизни, необходимость бодрствования в молитвах и благоразумия.
Наставления о взаимных отношениях христиан
(1 Пет. 4:8-11) Из общего правила о взаимной любви, «покрывающей множество грехов», Апостол выводит частные: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил». Говорит ли кто, говори как слова Божии (т.е. как бы Сам Бог говорил устами твоими: свято, правдиво); служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, чтобы во всем прославлялся Бог чрез Христа.
Наставления мученикам (1 Пет. 4:12-19). Сказав в утешение, что мученики «...в явление славы Его (Христовой) возрадуйтесь и восторжествуйте», Апостол прибавляет: «только не пострадал бы кто из вас, как убийца, или вор,...или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». Надлежит, чтобы суд, т.е. страдания, гонения и бедствия постигли сначала церковь Божию. Потом они разразятся над врагами ее как наказание Божие.
Наставления пастырям и пасомым (1 Пет. 5:1-9). Апостол пастырей поучает пасти стадо Божие охотно, не для гнусной корысти, но из усердия; не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, чтобы получить неувядаемый венец славы. Пасомых Апостол назидает, чтобы они, повинуясь своим пастырям и смиренно отдаваясь водительству крепкой руки Божией, бодрствовали, «…потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».
План Послания (2 Петр.), время и место написания, адресаты Послания, основные темы, особенности.
[Программа] Тематический план 2 Пет.:
I. Истинное знание.
1. Божественная сила, помогающая стремиться к высшему естеству (1.3-4).
2. «Лестница» христианских добродетелей (1.5-11).
3. Напоминание об истинности апостольского свидетельства. Свидетельство о Преображении. (1.12-21).
II. Ложное знание.
1. Лжепророки и лжеучители (2.1-3).
2. Примеры Божьего суда из истории (2.4-6):
2.1. падшие ангелы;
2.2. мир до потопа;
2.3. Содом и Гоморра.
3. Описание нечестивых (2.11-22).