Россия относится к федеральным государствам, и ее бюджетное устройство обладает всеми признаками, характерными для федеративного типа государства. В бюджетном устройстве важной проблемой является бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов, субъектов. Эти бюджетные права федеральных, региональных и местных органов власти регулируются Конституцией, Федеративным договором, а также законами о самоуправлении.
Законодательство РФ определяет доходную часть территориальных бюджетов. Она состоит из закрепленных доходов, регулирующих доходов, дотаций, субвенций, кредитных ресурсов, субсидий.
Закрепленные доходы - это доходы, поступающие полностью в соответствующие бюджеты.
Регулирующие доходы - денежные средства, которые передаются из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов (зачисляются исходя из размеров процентных отчислений).
Дотации - средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основе из вышестоящего бюджета для сбалансированности нижестоящих бюджетов при их дефиците.
|
|
Субвенции - средства, передаваемые на той же основе из вышестоящего бюджета нижестоящим на финансирование строго целевых мероприятий.
Субсидии - средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему на условиях долевого финансирования целевых ресурсов.
Кредитные ресурсы передаются на возвратной основе с процентами.
Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет развития и в бюджет текущих расходов.
Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. В этих целях органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета.
В бюджетном устройстве важным элементом является бюджетная классификация
Бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию видов государственныхвнутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Классификация доходов и расходов бюджетов содержит 4 структурных подразделения: 1) раздел; 2) параграф; 3) глава; 4) статья.
В разделы доходов бюджетной классификации включаются также бюджетные ссуды, привлеченные кредиты для покрытия дефицита бюджета, ссуды у банков для целевых программ.
Разделы расходов классифицируются по отраслевому принципу.
Параграфы - это конкретные виды расходов.
Главы - это классификация расходов по министерствам, комитетам.
Статьи - это расходы по предметно-целевому назначению: фонд заработной платы и т.д.