Наличие разработанных моделей выпускника образовательной программы, включающих знания, умения, навыки, компетенции, личностные качества

Модель выпускника по специальности «Математика» — это область знаний, включающая совокупность математических методов, средств математического моделирования и компьютерных технологий, ориентированных на непосредственное использование в финансовых, экономических, педагогических и научных учреждениях. Также выпускники работают в Институте математики и математического моделирования КН МОН Республики Казахстан, г. Алматы под началом ведущих математиков, таких как академик НАН РК С.Н. Харин, академик НАН РК А. С. Джумадильдаев, член-корреспондент НАН РК Б.С. Байжанов и т.д.

Основным регламентирующим документом для разработки модели является ГОСО по специальностям в зависимости от уровня образования, в которых прописаны основные профессиональные компетенции.

Профессиональные компетенции по специализациям и уровням подготовки приведены в модульных образовательных программах и каталогах модульных образовательных программ.

К разработке модели специалиста привлекаются работодатели, высококвалифицированный ППС и обучающиеся. Итоговый перечень компетенций согласовывается с заведующим выпускающей кафедрой, проректором по учебной части, представителями работодателей и утверждается ректором.

В последнее время широко обсуждается переход от квалификационной модели к компетентностной, то есть ориентированной на сферу профессиональной деятельности. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Компетентностный подход охватывает наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и др.

Мы разделяем точку зрения, что модель специалиста должна носить системный характер, отражать преимущества квалификационного и компетентностного подходов.

По нашему мнению, для специалистов педагогического профиля удобна модель, состоящая из трех групп компетентностей:

— первую составляют компетентности, являющиеся общими для современных специалистов разных профилей (их называют ключевыми, общими, социально-личностными и т.п.);

— во вторую группу включены компетентности, базовые для всех специалистов педагогического профиля (педагогические, общепрофессиональные, базовые и т.п.);

— компетентности третьей группы обусловлены предметной областью (специальные, академические, предметные и т.п.).

Мы будем использовать следующие названия групп компетентностей: ключевые, общепрофессиональные, специальные.

Для выделения компетентностей и их компонент университет учитывал разные точки зрения: видение академического персонала, взгляд работодателя — администрации школ и представителей управления образования, и, наконец, точку зрения «потребителя образования» — самих выпускников.

Ядро модели выпускника составляют ключевыекомпетентности: информационная, коммуникативная, социально-правовая, самосовершенствования, деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: