Тема. Анализ рынка и рыночной конъюнктуры
- Понятие рынка. Типология рынков.
- Исследование рыночной конъюнктуры. Анализ общеэкономической ситуации.
- Анализ конкретного товарного рынка. Создание карты рынка.
- Основные показатели при изучении рынка.
Вопрос 1. Понятие рынка. Типология рынков.
В специализированной литературе по экономике и управлению можно встретить множество определений «рынка»:
· Место встречи спроса и предложения, где происходит выявление степени соответствия характеристик произведенного продукта общественной потребности в нем, осуществляется сравнение конкурентоспособности данного товара с конкурентоспособностью товара-конкурента.
· Сфера обмена товарами, услугами и другой собственностью.
· Группа потребителей.
· Все покупатели данного товара.
· Организованное место торговли.
· Источник получения товаров и услуг.
· Физически и виртуально представленная совокупность существующих или потенциальных продавцов или покупателей каких-то продуктов или услуг
В общеэкономическом плане под рынком понимается место, где собираются для совершения акта купли-продажи, как продавцы, так и покупатели, все субъекты купли-продажи определенных товаров.
В маркетинге под рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в товарах определенной категории и имеющих возможность её удовлетворить.
Типология рынков
Тип рынка определяется степенью его сбалансированности, назначением конечного использования товара, интенсивностью конкуренции, организационной структурой, территориальными характеристиками, маркетинговой деятельностью и т.п.
- В зависимости от вида потребителей различают следующие типы рынков:
- Потребительский рынок – совокупность индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления. Характеризуется массовым потребителем, множественной конкуренцией, децентрализованной структурой
- Бизнес-рынок (рынок организаций), он в свою очередь подразделяется на:
· рынки продукции производственно-технического назначения
· рынки перепродаж
· рынки госучреждений
Различия в рынках:
· спрос организаций является производным от спроса конечных потребителей
· спрос организаций в большей степени зависит от циклических колебаний, чем спрос конечных потребителей
· организации более малочисленны и географически сконцентрированы, чем конечные потребители
· организации чаще используют специализированных снабженцев
· каналы товародвижения для организаций короче, чем для конечных потребителей
· организации могут требовать особого обслуживания
· организации чаще, чем конечные потребители могут производить товары и услуги в качестве альтернативы их приобретению.
Рынок продукции производственно-технического назначения – совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги, которые используются при производстве других продуктов. Ключевой стратегией маркетинга продукции производственного назначения является системная продажа, при реализации которой покупатель совершает системную закупку.
Системная закупка – закупка пакетного решения проблемы с целью избежать закупок отдельных составляющих данной проблемы. Например, закупка правительством системы вооружения через генерального подрядчика вместо самостоятельных закупок отдельных компонентов данных систем по отдельности. В системную закупку обычно также входит набор услуг.
Рынок перепродаж – совокупность организаций и индивидуальных лиц, приобретающих товары с целью их перепродажи или сдачи в аренду.
Рынок госучреждений – госучреждения всех уровней (от общегосударственного до местного), покупающие и арендующие товары и услуги для выполнения своих функций.
- В зависимости от того, кто доминирует на рынке, рынок подразделяется на:
Рынок продавца – характеризуется более сильной позицией на нём продавцов по сравнению с покупателями.
Рынок покупателя – характеризуется более сильной позицией на нём покупателей по сравнению с продавцами.