Основные положения патогенетической психотерапии, изложенные Б. Д. Карвасарским (1982г.), сформулированы на основе учения об отношениях, одним из фундаментальных положений которого является понимание личности как системы отношений индивида с окружающей социальной средой. Отношение представляют собой активную, избирательную и сознательную связь индивида с реальной действительностью, а личность — целостную организованную систему таких связей. Столкновение особо значимых отношений личности с противоречащими им обстоятельствами жизненной ситуации может вести к срыву высшей нервной деятельности, клинически представляющему собой различные формы психогенных заболеваний.
Патогенетическая психотерапия является основной системой проведения каузальной, т. е. причинной, психотерапии при неврозах. Целями и задачами ее являются:
1) глубокое и всестороннее изучение личности осужденного, особенностей эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования структуры и функционирования его системы отношений;
2) выявление этиопатогенетических механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению невротического состояния и симптоматики;
3) достижение осознания и понимание осужденным причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеванием;
4) помощь осужденному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, изменении при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих;
5) изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что ведет к улучшению субъективного самочувствия осужденного, так и к восстановлению полноценности его социального функционирования.
Многообразие целей, которые ставит перед собой психолог (врач) при проведении патогенетической психотерапии, обуславливает чрезвычайную многогранность и сложность психотерапевтического процесса, основой которого является взаимодействие личности врача и личности больного.
Поведение осужденного, его действия и поступки, будучи детерминированными событиями настоящего или прошлого, могут стать понятными психологу (психотерапевту) только при тщательном и последовательном изучении истории жизни осужденного. Однако только одного понимания психологом (врачом) психогенеза конкретного невроза, естественно, недостаточно для успеха психотерапии. Оно выступает в качестве необходимого условия для осознания механизмов развития болезни самим осужденным.
Следует отметить, что достижение осознания осужденным психологических механизмов болезни отнюдь не является чисто рациональным, познавательным процессом — в него обязательно должны быть включены достаточно значимые эмоциональные переживания, наличие которых и делает возможным необходимую перестройку личности на основе положительных внутренних ресурсов. Возникновение этих переживаний обеспечивается существованием психотерапевтического контакта, в основе которого лежат абсолютное доверие не только к профессиональным, но и личностным качествам психолога (психотерапевта), вера в его искреннюю заинтересованность, его готовность и способность понять интимные переживания осужденного и оказать ему помощь. Наряду с этим позиция и поведение психолога (психотерапевта) не должны быть излишне директивными: психолог (психотерапевт) обязан избегать категорических указаний, рекомендаций, советов относительно реальных жизненных проблем осужденного, так как такое поведение лишь подкрепляет имеющуюся у большинства осужденных возможность ухода от принятия решений и вместо желаемого результата (повышение самостоятельности и активности личности) ставит осужденного в отношения зависимости от психолога (психотерапевта).
Только при активном участии самого больного в процессе психотерапии им объективно оцениваются его прошлые поступки и осознаются неправильные жизненные позиции. Критическая оценка истории своей жизни, производимая совместно с психологом, самокритическое отношение осужденного к себе, к своим поступкам в прошлом и настоящем помогают ему уже разумно, а не аффективно осознать и разрешить сложившийся у него психологический конфликт и найти рациональный выход из критической ситуации.
На завершающих этапах патогенетической терапии возрастает роль специалиста, вооруженного результатами анализа жизненной истории осужденного, в реконструкции нарушенной системы его отношений. О таком характере психотерапии, граничащем с исправлением, в свое время писали В. М. Бехтерев (1911), П. Б. Ганнушкин (1927), К. И. Платонов (1956), что и сейчас является актуальным в связи с реализацией задачи по взаимодействию психологической, психиатрической службами, с персоналом пенитенциарных учреждений.
Основным инструментом психолога (психотерапевта) является интерпретация связей между состоянием осужденного, его жизненной ситуацией, особенностями его системы отношений и мотивации. Она может осуществляться как прямым, так и косвенным образом в виде доверительных бесед и специальных упражнений. При этом одна из основных задач психолога (психотерапевта) состоит в том, чтобы по возможности более полно разобраться в изменениях, происходящих в значимых личностных структурах осужденного — самооценке, системе его социального восприятия. Чрезвычайно важно, чтобы психоаналитические интерпретации не были ни слишком преждевременными (когда осужденный еще не готов к их принятию), ни запоздавшими и, вследствие чего, в значительной степени потерявшими свою психотерапевтическую эффективность.
Необходимо подчеркнуть, что роль психолога (психиатра) не должно ограничиваться первичной помощью в осознании осужденным психогенеза заболевания. Успех психотерапии во многом определяется активной позицией психолога (психиатра), обеспечивающей постепенное изменение системы отношений в целом, изменение в широком плане его жизненных установок, которые уже привели или могут привести в будущем к развитию психического расстройства, что весьма существенно также для профилактики его рецидива.