Тема 14. Продукция: системный подход к управлению качеством.
Сущность качества, его показатели и методы оценки.
Стандартизация продукции.
Сертификация продукции.
Системный подход к управлению качеством
Сущность качества, его показатели и методы оценки.
В окружающем нас мире в начале XXI в. коренные изменения, связанные с формированием новой парадигмы управления, происходят одновременно во многих направлениях и преобразуют все сферы жизни и деятельности человечества. Двадцать первый век часто называют веком качества. Это связано с особенностями современных мировых рынков, где главная роль отводится потребителям, которые ведут себя не так, как раньше. В нынешней динамичной и конкурентной среде они хотят получать продукцию (услуги) лучшего качества, по более низкой цене, своевременно и т. д. Удовлетворение их потребностей при выполнении экологических и других требований становится основой стратегии обеспечения конкурентоспособности всех сфер бизнеса.
|
|
Такие изменения требуют разработки новых подходов к решению проблем качества и новой системы знаний в области управления качеством. На начальном этапе развития управления качеством на первое место ставились формальные процессы с преобладанием сертификации над повышением эффективности работы. В современный период во главу угла стратегии развития ставятся не процедуры, а менеджмент качества, культура качества, творческий подход к системному решению проблем. В то же время методология и технология менеджмента качества, где наряду с классическими методами управления используются специфические подходы и методы, разработаны недостаточно.
С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления или потребительной стоимости исследуемого объекта, под которой понимается его полезность – способность удовлетворять какую-либо потребность. Потребностью называется нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
В настоящее время мерой качества объекта служит степень удовлетворенности потребителя, определяемая соотношением стоимости, например продукции, и ее ценности – потребительной стоимости. Это соотношение для производителя и потребителя изделий показывает следующее:
1) для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствовали бы ее продаже, имеет ценность;
2) для потребителя ценность имеют только те свойства продукции, которые соответствуют его ощущениям.
Таким образом, важны три основные соотношения:
|
|
• между ценностью и стоимостью продукции для потребителя;
• между ценностью и стоимостью продукции для производителя;
между ценностью для потребителя и производителя (данное соотношение в значительной мере определяет конкурентоспособность производства).
Потребительная ценность товара является индивидуальной для каждого потребителя, но в своей массе, по законам математической статистики, средневзвешенная рыночная ценность товара должна всегда приближаться к истинной его потребительной стоимости.
В зависимости от характера решаемых задач по оценке качества продукции показатели можно классифицировать по различным признакам. Наиболее широкое применение при оценке качества продукции производственно-технического назначения находят показатели, сгруппированные по характерным свойствам. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.
Они подразделяются на следующие категории:
- показатели функциональной и технической эффективности — производительность станка, прочность ткани и т.д.;
- показатели конструктивные - габаритные размеры, коэффициенты сборности и взаимозаменяемости и т.д.;
- показатели состава и структуры - процентное содержание, концентрация и др.