Взаимодействие – это процесс непосредственного воздействия субъектов друг на друга, поражающий их взаимную обусловленность и связь.
Взаимодействие – это непосредственная организация совместных действий людей, позволяющая группе реализовать общую деятельность.
Взаимодействие между людьми – это взаимодействие их внутренних миров: (мысли, идеи, образы, состояния, настроения, установки, оценки).
Взаимодействие – это выстраивание и согласование образов: «я - он», «мы - они».
Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.
Классификация взаимодействия:
Межличностное взаимодействие – это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или не вербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Признаки:
- наличие внешней цели, достижение которой предполагают взаимные усилия;
- эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
|
|
- ситуативность, регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;
- рефлексивная многозначность, зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.
Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Это взаимодействие между группами людей.
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности. Они развиваются в процессе совместной деятельности и общения.
Содержание и динамика взаимодействия:
Существует ряд точек зрения, объясняющих характер взаимодействия людей:
Теория обмена - люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.
Теория символического интеракционизма - поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется знаниями, которые они им придают.
Теория управления впечатлениями - ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.
Психоаналитическая теория З. Фрейда - на взаимодействие людей оказывают сильные влияния представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период.
|
|
Процесс взаимодействия людей можно разделить на 3 этапа (уровня):
Начальный – простейшие первичные контакты между людьми, когда имеет место лишь определенное первичное и очень упрошенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга.
«Контакт» - (лат. сontaktus- трогать, прикасаться) - в психологическом отношении означает сближение субъектов во времени и пространстве, а так же некую меру близости в отношениях: (хороший, тесный, непосредственный, слабый, неустойчивый, опосредованный.).
На этом этапе главную роль играют:
- степень сходства – различия
- степень антипатии – симпатии
Значительную роль здесь играет эффект конгруэнции ( подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта).
Этап формирования – в начале совместной деятельности делаются выводы:
- «совместимость – несовместимость»
- «срабатываемость - несрабатываемость»
Здесь можно говорить о совместимости: темпераментов, характеров, способностей, ЗНУ.
На этом этапе важна роль мотиваций.
Несколько видов социальных мотивов взаимодействия:
¾ Максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
¾ Максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
¾ Максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
¾ Максимизация выигрыша партнера (альтруизм);
¾ Минимизация выигрыша партнера (агрессия);
¾ Минимизация различий в выигрыше (равенство);
¾ И различные их сочетания.
На этом этапе регулятором взаимовлияния людей друг на друга выступают:
- внушение;
- конформность;
- убеждение;
В результате чего одни люди влияют на других.
Этот этап характерен такими проблемами, как:
«определенность – неопределенность», «очевидность - неочевидность» - фактов, событий, явлений, по которым принимаются те или иные решения.
Этап развития – эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.
Взаимопонимание – уровень взаимодействия людей, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а так же взаимно содействуют достижению единой цели.
Существенная характеристика здесь – адекватность. Она зависит от типа отношений:
- Административные
- Знакомство
- Приятельство
- Дружба
- Любовь (любовные отношения)
- Супружество
- Деловое партнерство
- Родственные отношения
Некоторые парные сочетания:
- хорошо взаимодействуют люди с разными социально – психологическими статусами:
«начальник – подчиненный», «старший – младший», «более опытный – менее опытный».
- редко: «холерик - холерик»; «холерик - меланхолик», «холерик - флегматик»
- оптимально: «флегматик - флегматик», «сангвиник – флегматик», «холерик - сангвиник»
Разновидности взаимодействия:
Кооперация-конкуренция; Согласие – конфликт; Приспособление – оппозиция;
Сотрудничество – соперничество.
Эти разновидности определяют различные формы поведения:
¾ Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение своих потребностей
¾ Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели
¾ Компромисс – частное достижение цели партнерами ради делового равенства
¾ Уступчивость – жертва собственных интересов для достижения целей партнера (но уступить в мелочах – значит выиграть в главном.)
¾ Избегание – уход от контакта, потеря собственных целей ради исключения выигрыша другого.
Два компонента взаимодействия:
Содержание – вокруг чего или по поводу чего развертывается взаимодействие.
Стиль – указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими (продуктивный - непродуктивный)
|
|
Чтобы понять стиль взаимодействия надо понять:
- характер активности партнеров,
- характер целей взаимодействия,
- характер ответственности,
- характер отношений между партнерами,