В Англии революция нашла своего поэтического истолкователя, своего поэта-трибуна в лице Джона Мильтона. Он воспел ее, прославил.
Можно с полным правом сказать, что английское Просвещение 18 века, готовившее и одновременно творившее революцию, сосредоточилось в значительной степени в деятельности Джона Мильтона.
Круг тем, затронутых им в публицистике в 40-50-х гг., достаточно широк: религия и веротерпимость, гражданские свободы личности, вопросы воспитания, право человека на свободу в личной жизни, право народа на восстание народа против неугодного правительства. Он стал далеко известен за пределами Англии после того, как появились в печати его знаменитые «Защиты английского народа», в которых он подводил юридические основы под акт суда и казни короля.
Во время Реставрации Мильтон создает уникальную поэму «Потерянный рай». Это был грандиозный сонм космических образов, в которых жили и действовали отшумевшие бури недавней революции. Поэма Мильтона носит по преимуществу политический характер. Даже его философское, в духе Ренессанса, прославление Мировоззрения, Природы и ее венца Человека призвано обосновать политическую идею социального благоустройства человеческого общежития. Во второй своей поэме «Возвращенный рай» Мильтон продолжает размышлять о революции (а надо было браться за оружие?). 18 век Мильтона забыл.
|
|
Мильтон – это трибун английской революции, один выполнивший ту грандиозную просветительскую работу, которую во Франции в следующем веке выполняла многочисленная и хорошо организованная фаланга талантов с именами Вольтера, Руссо, Дидро и других, создавал свои поэтические шедевры в годину национальных невзгод, разгула реакции и крушения идеалов прогресса и свободы. Это не могло не окрасть в трагические тона его героический эпос и героическую драму. Поэтому высокий просветительский классицизм тесно переплелся в его позднем творчестве с мотивами барокко. Пропасть отделяет идеи Мильтона от идей испанского драматурга Кальдерона, но они – родственные натуры. Их роднит гигантизм художественного мышления и скорбная серьезность подвижничества.