Транзактный анализ (ТА) (от лат. transactio – сделка и греч. analysis – разложение, расчленение) – психотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном и основанная на процедуре анализа составляющих структуры личности («Родитель» – «Ребенок» – «Взрослый»):
· «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида;
· «Ребенок» – подчиненную позицию;
· «Взрослый» – умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.
Транзактный анализ предполагает психотерапевтическую работу, направленную на достижение автономииличности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.
Главная цель терапии транзактного анализа является: ориентировка на изменение личности. Осознание проблем – главный инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из принятия решения об изменении, а затем активного процесса по его реализации.
|
|
Ключевыми идеями транзактного анализа являются:
1. Модель эго-состояний (модель РВД).
· Эго-состояние Родителя проявляется в подражании поступкам, мыслям и чувствам одного из родителей или других людей, воспринимаемых как родителей. Контролирующий (Критикующий) Родитель указывает, что нужно делать, а чего не ненужно. Позитивный Контролирующий Родитель искренне заинтересован в защите и поддержании здоровья Ребенка. Негативный Контролирующий Родитель игнорирует другого человека. Воспитывающий (Заботливый) Родитель оберегает и заботится о своем Ребенке. Позитивный Воспитывающий Родитель заботится и помогает, уважая человека которому оказывает помощь. Негативный Воспитывающий Родитель оказывает помощь с позиции превосходства.
· Эго-состояние Ребенка – возврат к поведению, мышлению и чувствам детства. Эго-состояние Адаптивного Ребенка – это проигрывание способов поведения, оправдывающих ожидания родителей. Эго-состояние Свободного Ребенка – это бунт, поведение вопреки родительским требованиям. Последнее состояние может быть либо полезными и классифицируются как позитивно, либо негативным. Взрослый человек может иногда впадать в эти состояния.
· Эго-состояние Взрослого проявляется тогда, когда поведение, мысли и чувства человека строятся по принципу «здесь и теперь», предполагающему реагированию на происходящее вокруг с использованием всего потенциала личности. Взрослый обычно не подразделяется на составные части.
2. Когда один человек предлагает другому какой-то вид коммуникации, а другой отвечает ему, наступают транзакции. Транзакция– основное понятие транзактного анализа,единица коммуникативного процесса, состоящая из коммуникативного стимула и коммуникативной реакции (напр., вопрос-ответ). Начало коммуникации называется стимулом, ответ – реакцией. Таким образом, трансакцию можно определить как транзакционный стимул плюс транзакционная реакция. Берн считал трансакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций.
|
|
3. Транзакции бывают четырех видов:
· параллельные (например, один к другому обращается как Родитель к Ребенку, а другой отвечает как Ребенок Родителю);
· пересекающиеся (например, один обращается к другому как Взрослый к Взрослому, а другой отвечает как Родитель Ребенку);
· скрытые (одновременно передаются два сообщения: одно из них – открытое (например, Взрослый и Взрослый), или сообщение социального уровня, другое – скрытое, или сообщение психологического уровня (например, Ребенок и Родитель));
· угловые (на социальном уровне стимул направляется от Взрослого к Взрослому, но скрытое сообщение исходит от Взрослого к Ребенку с надеждой на реакцию Ребенка).
4. Существует три правила коммуникации:
· первое: пока транзакции остаются параллельными, ничто в процессе коммуникации не прерывает чередования стимулов и реакций;
· второе: при пересекающейся транзакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свои эго-состояния.
· третье: поведенческий результат скрытой транзакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.
5. Единицей транзакции является поглаживание, которое может быть:
· вербальным (словесным) или невербальным (помахивание рукой, кивание головой, пожатие руки, похлопывание друг друга);
· позитивным (дающим приятные чувства) или негативным (воспринимается болезненно);
· условным (связанным с нашей деятельностью) или безусловным (связанным с тем, что мы из себя представляем).
6. Существует шесть различных способов проводить время:
· уход – отсутствие взаимодействия с другими членами группы, которое не исключает физического присутствия в группе;
· ритуал – обычная форма социального взаимодействия, которое протекает по заранее спланированной программе (приветствия, религиозные поглаживания и т.д.);
· времяпрепровождение – легкое и поверхностное общение, протекающее по знакомому пути, однако его содержание не так жестко запрограммировано по сравнению с ритуалом (чаще всего обсуждается то, что произошло вчера, а не то, что происходит «здесь и теперь»);
· деятельность – направление энергии людей на достижение какого-либо конкретного результата в соответствии с имеющимися правилами;
· игры – проигрывание стратегий ребенка, которые более неприемлемы для взрослого человека (играм всегда присуще игнорирование на психологическом уровне, а на социальном уровне игроки воспринимают игру как обмен интенсивными поглаживаниями);
· интимность отличается от игры тем, что социальный и психологический уровни совпадают друг с другом (кроме того, в интимности выражаемые чувства направлены на завершение ситуации).
7. В раннем детстве каждый из нас пишет свой сценарий жизни, позднее мы лишь добавляем детали к нашему сценарию, к семи годам он в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Сценарные решения обусловлены следующими причинами:
· они представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания во враждебном, как ему кажется, мире;
· они принимаются в соответствии с эмоциями ребенка и его способом тестирования реальности.
8. По содержанию сценарии делятся на три группы:
· сценарий победителя (того, кто достигает поставленной перед собой цели легко и свободно);
|
|
· сценарий побежденного (того, кто не достигает поставленной цели или достигает ее без должной степени сопутствующего комфорта);
· сценарий не-победителя (того, кто представляет собой «золотую середину», день ото дня он терпеливо несет свою ношу, никогда не рискует, не становится начальником, его не увольняют с работы, спокойно работает до конца и тихо уйдет на пенсию).
9. Самое главное – понять, что любой сценарий можно изменить. Осознав свой сценарий, человек может обнаружить те области, в которых он принял проигрышные решения, и переделать их на выигрышные.
10. Существует шесть основных паттернов сценарного процесса. Каждый из этих паттернов имеет собственную тему, описывающую конкретный способ проживания человеком своего сценария:
· сценарий «Пока не» базируется на мысли о том, что нечто хорошее не случится до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится («Я не могу радоваться, пока не закончу работу»);
· сценарий «После» – обратная сторона процесса в сценарии «Пока не» («Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить»);
· сценарий «Никогда» («Я никогда не получаю самого заветного»);
· сценарий «Всегда» («Почему это всегда случается со мной?»);
· сценарий «Почти» («В этот раз я почти достиг своего»).
· сценарий с открытым концом (человеку с открытым сценарием время после этого момента представляется пустотой, как будто бы часть театрального сценария была утеряна).
11. Философия транзактного анализа базируется на посылках:
· все люди – ОК;
· каждый человек обладает способностью думать;
· все люди определяют свою судьбу;
· их решения могут быть изменены.
12. Двумя основными практическими принципами транзактного анализа являются: контрактный метод и открытая коммуникация.
Контракт – это четко выраженная двухсторонняя приверженность строго определенному плану действий. Поскольку «все люди – ОК», терапевт и клиент равны друг перед другом, они несут одинаковую ответственность за те изменения, которые хочет иметь клиент. Поскольку любой человек способен самостоятельно думать и в конечном счете несет ответственность за свою жизнь, не терапевт, а клиент решает, что он хочет изменить в своей жизни. Роль терапевта заключается в том, чтобы указать на те аспекты, которые способствуют достижению цели. Обеим сторонам необходимо ясно представлять характер желаемого изменения, а также конкретный вклад каждой стороны в его осуществление. Четкая постановка цели контракта дает еще одно преимущество – обе стороны знают, когда закончится их совместная работа.
|
|
Открытая коммуникация основана на том, что и клиент, и терапевт обладали полной информацией относительно того, что происходит в их совместной работе. Терапевт и клиент договариваются о целях и задачах контракта. Как они представляют конечную цель процесса изменения? Как узнают об окончании совместной работы? Эрик Берн считал, что идеал заключается в автономности, которая «характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности»:
· осознание – способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец;
· спонтанность – способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения;
· интимность – открытое выражение чувств и желаний между мной и другим человеком.
Несмотря на то, что Э. Берн нигде не написал об этом прямо, под автономностью он понимал то же самое, что и свободу от сценария. Автономная личность не находится в состоянии пассивности, последовательно решает те проблемы, которые ей преподносит жизнь.
Тесты для самоконтроля
1. Что сегодня считается психоанализом?
а) теория развития личности;
б) метод исследования;
в) терапевтическая процедура лечения неврозов;
г) все вышеперечисленное.
2. Главной целью аналитической психотерапии является:
а) разрешение конфликтов между людьми;
б) постановка психологического диагноза;
в) реабилитация психически больных людей;
г) воссоединение бессознательного с сознанием.
3. Что не использовал в своей практике Фрейд?
а) гипноз и техника катарсиса;
б) аутогенная тренировка;
в) метод свободных ассоциаций;
г) простое внушение.
4. Выберите правильное определение термина «реконструкция»:
а) привлечение внимания клиента к какому-либо содержанию;
б) получение информации и прояснение содержания;
в) описание и выделение некоторых явлений, прояснение их деталей, комментирование материала;
г) восстановление утраченных психических образований.
5. Кем была разработана психотерапевтическая методика – транзактный анализ?
а) Эриком Берном;
б) Фредериком Соломоном Перлзом;
в) Альфредом Адлером;
г) Зигмундом Фрейдом.
6. Главной целью терапии транзактного анализа является:
а) ликвидация симптоматики;
б) ориентировка на изменение личности;
в) ориентировка на изменение своего отношения к социальному окружению;
г) создание оптимального существования личности.
7. Как выглядит структура личности, по Берну?
а) «человек – человек»;
б) «человек – природа»;
в) «личность – окружение»;
г) «родитель» – «ребенок» – «взрослый».
8. Ключевой идеей транзактного анализа является:
а) модель эго-состояний;
б) транзакция;
в) поглаживание – единица транзакции;
г) все вышеперечисленное.
9. Какой из способов не относится к проведению времени?
а) игры;
б) ритуал;
в) сон;
г) уход.
10. Двумя практическими принципами транзактного анализа являются:
а) контрактный метод и открытая коммуникация;
б) открытая коммуникация и принцип детерминизма;
в) принцип объективности;
г) принцип единства теории и практики.